- Финансовые споры

Нужны ли путевые листы для собственных нужд в 2024 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нужны ли путевые листы для собственных нужд в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Обновленные требования к оформлению ПЛ действуют с 1 марта и 1 сентября 2023 года на основании приказов Минтранса РФ от 28.09.2022 №390 и от 05.05.2023 №159. Документ может создаваться в бумажном или электронном формате. В последнем случае отметки технического специалиста и медика заверяются УКЭП, которая создается на портале госуслуг.

Особенности оформления для такси

Путевой лист для такси входит в обязательный перечень документов, необходимых для выполнения пассажирских перевозок. Его вправе получать не только сотрудники юрлиц и ИП, но и самозанятые. Водитель может иметь на руках один документ для всех поездок на одном автомобиле.

Наложение штрафа за путевой лист такси допускается при выявлении следующих нарушений порядка оформления:

  • не прописано лицо, выдавшее документ;
  • не указан период действия;
  • нет информации о СНИЛС водителя;
  • не вписаны реквизиты в/у.
  • нет сведений об автотранспорте, водителе, типе перевозки, виде сообщения.

Независимо от формы (бумажный или электронный) с 1 марта 2023 года путевой лист должен содержать следующие сведения:

  • срок действия путевого листа;
  • лицо, оформившем путевой лист;
  • транспортное средство;
  • водитель (водители) транспортного средства;
  • вид перевозки;
  • вид сообщения.

Указывать номер путевого листа уже не обязательно. Оставить номер и другие реквизиты компания может по своему усмотрению. В этом случае форму путевого листа нужно утвердить локальным актом, например, в составе учетной политики.

Юрлица-собственники ТС в путевом листе должны будут указать:

  • полное наименование,
  • адрес в пределах местонахождения,
  • номер телефона,
  • ОГРН.

Индивидуальные предприниматели (ИП) в путевом листе указывают:

  • фамилию, имя, отчество (при наличии),
  • адрес регистрации по месту жительства,
  • номер телефона,
  • ОГРН.

Приказом вводится классификация видов перевозки:

  • коммерческие перевозки;
  • перевозки для собственных нужд;
  • передвижение и работа специальных транспортных средств.

Что должно быть в путевом листе: формы и реквизиты

Согласно приказу № 390, путевой лист должен содержать следующие сведения:

  • срок действия документа;
  • данные ИП или компании, которые оформили путевой лист;
  • информация о транспортном средстве;
  • данные водителя;
  • вид перевозки;
  • вид сообщения.

В 2023 году эта информация обязательна для всех видов путевых листов, будь то электронный путевой лист грузового автомобиля или электронный путевой лист легкового автомобиля (например, для такси). По желанию собственник автомобиля может включать в ЭПЛ иные дополнительные сведения. Заполнять лист нужно следующим образом:

Сведения
Что нужно указать
Дата формирования ЭПЛ Ставится текущая дата выпуска машины в рейс
Признак начала рейса Может быть выезд с парковки или приём транспортного средства
Вид перевозки Коммерческая перевозка; Перевозка для собственных нужд; Передвижение и работа специальных транспортных средств
При коммерческой перевозке выставляется тип Регулярная перевозка пассажиров и багажа; Перевозка грузов на основании договора перевозки грузов или договора фрахтования; Перевозка пассажиров и багажа по заказу; Перевозка пассажиров и багажа легковым такси; Организованная перевозка групп детей автобусами
При перевозке грузов Место отправления и адреса пунктов погрузки и выгрузки
Вид транспортного сообщения Городское; Пригородное; Междугородное
Грузоотправители Не обязательное (опционально)
Оформитель Юридическое лицо или ИП
Статус Собственник транспортного средства или арендодатель
Медосмотр Организация оформителя, либо сторонняя организация
Технический контроль транспорт Организация оформителя, либо сторонняя организация
Внесение показаний одометра Организация оформителя, либо сторонняя организация
Транспортное средство Тип, марка, модель, регистрационный номер автомобиля, инвентарный номер (опционально), данные по прицепу (опционально)
Водитель(ли) Фамилия, Имя, Отчество (если есть), серия и номер ВУ, дата выдачи ВУ
Послерейсовый медосмотр Обязателен при пассажирской перевозке, в остальных случаях опционально
Формирование путевого листа Один день либо период
Дата использования Один день либо начало и окончание использования

V. Нарушение порядка проведения обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медосмотров водителей

Статья 11.32 КоАП РФ предусматривает за нарушение установленного порядка проведения обязательных медосмотров водителей штраф для должностных лиц в размере от 2 000 до 3 000 рублей; для юридических лиц и ИП (с учетом примечания к статье) – в размере от 30 000 до 50 000 рублей.

Составить протокол об административном правонарушении, предусмотренном этой статьей, может орган Росздравнадзора (ст. 28.3 КоАП РФ, Положение о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 323), а дело будет рассматривать судья (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ). При этом субъекты нарушения – лица, проводящие медосмотры, т. е., медицинские организации, а также работодатели, в штате которых состоят медработники, занятые проведением указанных медосмотров.

Читайте также:  Госпошлина при регистрации нового автомобиля в 2024 году

Срок действия путевого листа в 2024 году

Правила, касающиеся периода действия п/л, отражены в новом Приказе №390. В I главе п. 2 регламентирован порядок заполнения срока действия путевки:

  • заполняют число, м-ц, год, когда документ выдается на 1 день;
  • если рейс длится более, необходимо указывать период (даты) с какого по какое число длится командировка.

Раньше путевой лист могли оформить максимум на 30 дней. Если поездка длилась дольше, требовалось выписывать 2 путевки. Теперь срок действия не ограничен. Вместе с тем нельзя использовать 1 путевой лист несколько дней, если график работы водителя укладывается в рамки ежедневной смены. Во II главе (пункты 8; 9; 10) норматива говорится:

  • путевка оформляется на каждое ТС юрлица или ИП;
  • документ выдается перед началом рейса, который может длиться более суток, или на 1 смену. Срок действия: восьми часовой день + не более 4 (в исключительных случаях — 5) часов на отдых;
  • допускается на 1ТС выписывать 2 п/л, если водители работают посменно.

Из вышесказанного следует, что водитель может находиться за рулем не более 12 часов. Время выезда с места постоянной парковки фиксируется. Поэтому за превышение трудовой нормы могут наложить штраф, как за просроченный, а значит недействующий или отсутствующий путевой лист. Если график превышен незначительно (отвозили последнего пассажира, занимались устранением поломки), наказания не будет. Но за продолжительную работу более установленной нормы могут последовать административные санкции в виде штрафа.

Водителей, совершающих длительные командировки, тем более заграничные, тоже контролируют. В таких ТС должен устанавливаться тахограф. Кто ездит в европейские страны, знает, за нарушение трудового графика (отсутствие прибора или его неисправности) налагают штрафы (от 400 €), несравнимые с нашими.

Штраф за отсутствие п/л для ИП и Юридического лица

Согласно нормативу об административном правонарушении по ст. 12.31.1. КоАП РФ Юрлица и ИП несут одинаковую ответственность. Хотя доходы крупной транспортной компании и небольшого индивидуального предприятия несравнимы. Штрафы за езду без путевого листа больнее всего бьют по карману малого бизнеса. Чем меньше зарабатываете, тем тщательнее надо выполнять требования российского законодательства.

Организации — юридические лица, казалось бы более подготовлены. Возможностей следовать нормативам РФ у них гораздо больше. Как правило:

  1. Штат сотрудников укомплектован специалистами, согласно требуемой квалификации.
  2. Налажен Бухгалтерский учет путевых листов.
  3. Фиксируются расходы на ГСМ.
  4. Ведется рабочий график водителей.
  5. Имеется свой персонал медиков и пр.

Но при проверке находят нарушения, которые выливаются в штрафные санкции. Неправильно оформленные п/л или их отсутствие обернутся миллионными потерями. Это не только увеличение налогооблагаемой суммы. Возможны штрафы при отсутствии медицинского или технического осмотра, умноженные на количество водителей. В судебной практике подобные случаи уже зафиксированы.

Как правильно заполнять в 2024 году: актуальные требования

В число главных и обязательных реквизитов путевого листа с 01 марта 2023 года входят, указанные в таблице позиции.

Наименование реквизита

Особенности заполнения

Период действия

Дата с указанием числа, месяца и года фиксирует время использования отчетного листа грузового автомобиля, легковой машины, автобуса или спецтехники.

Документ может выдаваться на срок более 1 суток, в таком случае указываются даты начала и окончания его действия.

Оформитель

Юридическое лицо указывает следующие данные:

  • название компании полностью;
  • адрес, где находится организация;
  • телефонный номер и электронный адрес почты;
  • ОГРН.

Индивидуальные предприниматели:

  • фамилия, имя и отчество;
  • адрес регистрации;
  • телефонный номер и электронный адрес почты;
  • ОГРН.

Автомобиль

Про транспортное средство следует указать следующие данные:

  • тип автомобиля, его марку и модель в соответствии с техпаспортом и внутренними документами организации. При наличии прицепа или полуприцепа добавляются сведения о нем;
  • номер государственного образца. При наличии прицепа и полуприцепа, указывается и его номерной знак;
  • информация о предрейсовом осмотре с указанием его точной даты и времени;
  • дату времени выхода на линию, возвращения из пути;
  • данные, записанные с одометра.

Информация должна быть заполнена при выезде с парковочного места, при возвращении на парковку и перед передачей транспортного средства другому водителю.

Водитель автомобиля

Указывается фамилия, имя и отчество (если имеется) шофера, данные о предрейсовом, предсменном осмотре и дается заключение о состоянии ТС после маршрута с указанием даты и времени.

Тип поездки

Должны содержаться следующие данные о поездках:

1. Коммерческие маршруты, в которые входят:

  • систематические перевозки людей и их багажа;
  • отправление грузов по договорам или путем фрахтования;
  • заказная транспортировка людей и их багажа;
  • перемещение людей и их вещей в такси легкового формата;
  • перемещение детей автобусами, либо путем фрахтования.

2. Транспортировочные задачи, связанные с личными целями.

3. Транспортировка и выполнение работ специальной техникой.

Вариант перемещения

В рамках города, междугородний или в рамках пригорода.

Как правильно заполнять путевой лист

Путевой лист оформляет транспортная организация, на которую работает шофер. Водитель должен расписаться о приемке и сдаче транспортного средства, сделать записи о поездках. Заполнение осуществляется шариковой ручкой с темным цветом пасты без ошибок и помарок. Корректировки допустимо вносить с помощью корректора.

Работоспособность автомобиля должна быть проверена до начала перевозок и после завершения пути по маршруту. Состояние транспортного средства записывается в путевом листе шофером под личную подпись.

Водители, которые работают с пассажирами, перед тем как отправиться в рейс, проходят медицинский осмотр. Все мероприятия осуществляются до начала работы. Подробный список обязательных реквизитов для легкого автомобиля выглядит следующим образом:

  • период действия документа;
  • оформитель путевого листа, наименование организации, фамилия, имя и отчество сотрудника;
  • данные об автомобиле;
  • сведения о водителе;
  • информация о типе поездки и варианте перемещения.
Читайте также:  Выплаты в Чернобыльской зоне в 2024 году

Обязательные реквизиты путевого листа

Основная часть организаций вправе использовать разработанную самостоятельно форму путевого листа. Унифицированную форму, утв. постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78, обязаны использовать только автотранспортные предприятия, т.е. организации, которые осуществляют деятельность по эксплуатации строительных машин, механизмов, автотранспортных средств и являются отправителями и получателями грузов, перевозимых автомобильным транспортом.

При разработке собственной формы путевого листа следует учитывать, что существуют установленные на законодательном уровне обязательные реквизиты, которые, по мнению чиновников, должны присутствовать в путевых листах. Если какого-то из обязательных реквизитов не будет — это повод налоговикам для снятия расходов.

Минфин России в своих разъяснениях (см., например, письмо от 23.03.2021 N 03-03-07/20599) также поясняет, что для документального подтверждения расходов на приобретение топлива для служебных автомобилей налогоплательщику необходимо руководствоваться перечнем обязательных реквизитов и порядком заполнения путевых листов, утвержденными приказом Минтранса.

Например, одним из обязательных реквизитов путевого листа являются сведения о транспортном средстве, которые включают в себя показания одометра (полные километры пробега). Таким образом, величина пробега указывается на основании показаний одометра, а значит, показания одометра относятся к числу обязательных реквизитов путевого листа. В некоторых компаниях путевые листы содержат данные о пробеге, а показания одометра при этом отсутствуют. Соответственно, не ясно, как вообще определяется пройденное автомобилем расстояние. Такой порядок крайне рискован. Налоговые органы могут указать, что такой путевой лист составлен с нарушениями и, соответственно, не может подтверждать расходы на списание ГСМ.

Наличие рисков подтверждает и судебная практика, содержащая примеры споров, в которых налоговые органы, признавая расходы неправомерными, наряду с другими признаками указывали также и на отсутствие в путевых листах сведений о показаниях одометра (постановления ФАС Поволжского округа от 24.07.2014 по делу № А12-23368/2013, Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.02.2016 № Ф08-523/2016, Арбитражного суда Центрального округа от 09.04.2021, Ф10-412/2021 по делу № А09-3820/2019).

Другое дело, когда одометр неисправен. Но и здесь не получится проставить данные о пробеге, что называется с потолка. В письме ФНС от 16.07.2010 № ШС-37-3/6848 сказано, что нужно, во-первых, задокументировать сам факт поломки. Во-вторых, найти альтернативный способ подтверждения пройденного расстояния, например, по данным системы ГЛОНАСС (письмо Минфина РФ от 16.06.2011 № 03-03-06/1/354).

Риски по НДФЛ и страховым взносам

Недочеты в путевых листах влекут за собой риски не только в части налога на прибыль, но и в части НДФЛ со страховыми взносами.

Дело в том, что, по мнению чиновников, использование сотрудником организации служебного автомобиля без путевых листов и иных подтверждающих документов означает возникновение у такого физического лица экономической выгоды в той мере, в которой эту выгоду можно оценить. А значит, такая выгода образует по ст. 211 НК РФ натуральный доход, который подлежит обложению НДФЛ (письмо Минфина России от 11.06.2014 № 03-04-05/28243).

Наиболее вероятно, что о возникновении дохода контролеры будут говорить и в том случае, когда путевые листы имеются, но с дефектами, которые лишают возможности отнести расходы на ГСМ в состав «принимаемых» расходов.

Подобные же риски возникают и в части страховых взносов, так как вознаграждения, полученные в натуральной форме, также являются объектом обложения страховыми взносами (п. 1 ст. 420, п. 7 ст. 421 НК РФ).

Проблемы сохранения документации

Другой проблемой является организация сохранения документации для долгосрочного хранения. При использовании электронных систем существует опасность устаревания программного обеспечения или подходов к хранению данных. Некорректное хранение может привести к потере целостности или доступности информации. Проблемы также могут возникнуть при потере совместимости форматов файлов, что затруднит дальнейшую работу с документами.

Решением данных проблем может служить создание специальных политик и процедур по сохранению документации. Компании и организации должны уделить внимание созданию резервной копии данных, регулярному обновлению хранящихся документов и их периодической проверке на целостность. Также необходимо следить за обновлениями форматов файлов и принимать меры по конвертации их в актуальные версии для обеспечения доступности информации в долгосрочной перспективе.

Возможные альтернативы использованию путевых листов

С появлением современных технологий и развитием цифровой обработки информации, использование путевых листов для собственных нужд может быть заменено на более эффективные и удобные альтернативы. Многие организации и предприниматели уже успешно внедряют новые системы учета и контроля, которые позволяют отказаться от бумажных документов и перейти к электронному формату.

Одной из возможных альтернатив являются специальные программные системы и приложения для учета и контроля перевозок. Они позволяют автоматически генерировать и хранить информацию о каждой поездке, включая данные о маршруте, пройденном расстоянии, времени прибытия и отправления. Такие системы обеспечивают более точный учет и позволяют быстро получать необходимую информацию в удобном виде.

  • Геопозиционирование и мобильные приложения. С помощью GPS-навигации и специальных мобильных приложений сотрудники могут отслеживать свое перемещение и записывать все данные о маршруте непосредственно на своих мобильных устройствах. Это позволяет избежать необходимости создания и хранения путевых листов, так как все данные сразу записываются в электронном виде.
  • Системы электронного учета и контроля. Вместо традиционных путевых листов можно использовать специальные программы для электронного учета и контроля. Они позволяют создавать и хранить все необходимые данные о поездках, а также автоматически генерировать отчеты и статистику по каждой поездке.
  • Интеграция с другими системами. Если вы уже используете какую-то систему учета или контроля, то возможно ее расширение для включения функционала путевых листов. Например, системы управления складом или CRM могут также вести учет и контроль поездок.
Читайте также:  Уральский коэффициент в удмуртии в 2024 году

Новые правила учета передвижений транспортных средств

С 1 января 2024 года вступают в силу новые требования к путевым листам, которые затрагивают способ учета и отчетности по передвижению транспортных средств. Эти изменения вносятся в целях обеспечения более полного и точного контроля за использованием транспорта.

Одним из основных нововведений является обязательность электронного учета передвижений транспортных средств. Теперь путевые листы должны быть заполнены в электронной форме и храниться в специальной базе данных. Это позволит автоматизировать процесс учета и снизить возможность фальсификации данных.

Кроме того, новые правила вводят обязательное использование спутниковой навигации для определения местонахождения транспортных средств в режиме реального времени. Это позволит более точно контролировать маршруты передвижения и предотвратить возможные сокрытия информации о фактическом использовании транспорта.

В случае нарушения требований новых правил, предусмотрены штрафные санкции, которые могут быть применены как к владельцам, так и к водителям транспортных средств. Поэтому владельцам советуется ознакомиться с новыми правилами своевременно и внести необходимые изменения в процесс учета передвижений транспорта.

Новые требования к учету передвижений транспортных средств являются частью общей стратегии по улучшению контроля и эффективности использования транспорта. Внедрение этих правил позволит более точно отслеживать использование транспортных средств и предотвращать недобросовестное поведение.

Важно отметить, что новые правила применяются ко всем видам транспорта, включая автомобили, грузовики, автобусы, мотоциклы и другие. Поэтому их исполнение является обязательным для всех владельцев транспортных средств.

Все владельцы транспортных средств с 1 января 2024 года должны быть готовы к внедрению новых правил и готовы к электронному учету передвижений своих транспортных средств.

Переход на единый формат путевых листов для разных видов транспорта

Начиная с 1 января 2024 года вступят в силу новые требования к путевым листам для всех видов транспорта. Согласно новым нормам, будет введен единый формат путевых листов, который будет применяться одинаково для автомобилей, автобусов, грузовиков, поездов и других видов транспорта.

Переход на единый формат связан с необходимостью упростить и унифицировать процесс заполнения и обработки путевых листов. Использование единого формата позволит снизить количество ошибок и упростит контроль со стороны государственных органов.

Номер пункта Описание
1 Общая информация о транспортном средстве
2 Данные о маршруте
3 Информация о грузе или пассажирах
4 Данные о повреждениях или авариях
5 Подписи и печати

Единый формат путевых листов будет содержать основные разделы, включающие общую информацию о транспортном средстве, данные о маршруте, информацию о грузе или пассажирах, данные о повреждениях или авариях, а также место для подписей и печатей.

Внедрение единого формата путевых листов для разных видов транспорта поможет сократить бюрократические процедуры, улучшить контроль над перемещением транспортных средств и обеспечить более эффективное взаимодействие между операторами и контролирующими органами.

Ответственность за невыполнение требований к путевым листам в 2024 году

Ответственность за невыполнение требований к путевым листам в 2024 году возлагается на две стороны: водителей и организации, которые эксплуатируют транспортные средства.

Водители, отвечающие за ведение путевых листов, обязаны следить за правильным оформлением и актуализацией данных. Они должны своевременно заполнять путевые листы с учетом всех поездок и остановок, а также указывать актуальные маршруты и пройденные километры. Водители, не выполнившие данные требования, будут подвергаться дисциплинарным мерам со стороны организации и могут быть подвержены штрафным санкциям со стороны государственных органов.

Организации, эксплуатирующие транспортные средства, несут ответственность за обеспечение своих водителей правильным оформлением путевых листов. Они должны предоставлять доступ к необходимым инструментам и программным приложениям для автоматического заполнения и хранения данных путевых листов. Организации, не выполнившие данные требования, также могут быть подвержены штрафным санкциям и иметь негативные последствия для своей репутации и деятельности.

Соблюдение требований к путевым листам в 2024 году является ключевым фактором для поддержания прозрачности и контроля над передвижением транспортных средств. Ответственность за их невыполнение строго регламентирована и подразумевает серьезные последствия для нарушителей. Правильное оформление путевых листов является необходимым условием для эффективного управления бизнесом и соблюдения транспортных правил.

Бизнесменов штрафуют за поездки без путевых листов

Возможность ездить без путевки зависит от формы собственности на автомобиль, вид ТС и цели поездки. Согласно нормативам при управлении собственником грузового автотранспорта путевка требуется при осуществлении рейса в любых случаях, так как, за рулем находится водитель, оформленный в этом качестве. Перевозит индивидуальный предприниматель мебель для себя или по заказу — неважно. П.л. заполняют со всеми необходимыми реквизитами, включая осмотр медиком и контролером техсостояния авто.

Если водитель легкового такси одновременно является владельцем автомобиля. Совершать поездки для собственных нужд, без оформления путевки, можно. При этом необходимо:

  • снять опознавательный фонарь с крыши;
  • передвигаться только в общем потоке;
  • не осуществлять посадки/высадки пассажиров;
  • при случае, доказать инспектору ДПС (МАДИ), что пассажиров не перевозите, авто используется для себя.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *