Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Последствия отказа от административного иска». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Прием граждан (физических лиц), представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам: письменных (устных) обращений, заявлений не процессуального характера, подачи апелляционных (частных) жалоб, представлений, заявлений о выдаче копий судебных актов, исполнительных документов,производится ежедневно (кроме субботы, воскресенья) Понедельник — четверг 09:00 — 13:00, 14:00 — 17:30 Пятница 09:00 — 13:00, 14:00 — 16:15 Прием исковых заявлений, заявлений по делам особого производства, административных исковых заявлений, заявлений процессуального характера производятся Понедельник, среда, пятница 09:30 — 13:00 Вторник, четверг 14:00 — 16:00 Выдача копий судебных актов, исполнительных документов производятся Понедельник, среда, пятница 09:30 — 13:00 Вторник, четверг 14:00 — 16:00 АДМИНИСТРАТОР СУДАКаб.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Необходимость в выделении административного судопроизводства в отдельную отрасль в России, возникла уже довольно давно.
С 15. 09. 2015 года в силу вступил КАС РФ – Кодекс административного судопроизводства. Это кодифицированный нормативный акт, которые регулирует порядок рассмотрения судами общей юрисдикции Верховным судом РФ, административных дел, которые возникают из публичных правоотношений.
Не нужно путать административные правонарушения, которые регулируются КоАП РФ, и административное судопроизводство, которое регулируется КАС РФ.
В ст. 1 КАС РФ указано, какие административные дела рассматриваются в порядке административного судопроизводства.
Это дела:
Отказ от административного иска — образец
Что представляет собой отказ от административного иска по КАС РФ
В системе гражданского судебного производства отказ от иска не редкость. Обычно это происходит в тех случаях, когда стороны заключили между собой мировое соглашение и все вопросы, связанные с нарушением прав или возмещением решены, улажены и нет смысла в долгом судебном разбирательстве.
Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
Например, изменилось наименование сторон в административных делах, возникающих из публичных правоотношений.
Таким образом, Вы в судебном заседании можете заявить отказ от иска, указав, что Вам понятны последствия такого отказа.
Ранее согласно ГПК РФ в качестве сторон выступали заявители и заинтересованные лица. В настоящее время сторонами в административных делах являются административный истец и административный ответчик (статья 38 КАС РФ).
Теперь наша задача вычленить ключевые рекомендации, которые Верховный Суд даем в своем Обзоре практики.
Например, удовлетворяя требование о признании оспариваемого решения, действия (бездействия) незаконными, суд в судебном решении должен указать на обязанность административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца (п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС).
Подача ходатайства и процедура его рассмотрения
Чтобы грамотно составить заявление в суд о желании истца отказаться от заявленных требований, рекомендуется использовать образец ходатайства об отказе от иска.
Заявление с отказом может быть подано в судебную канцелярию либо заявлено непосредственно в процессе судопроизводства лично истцом.
Специалисты, компетентные в сфере гражданско-процессуального права, рекомендуют личную форму заявления таких ходатайств, поскольку суд сразу же сможет установить соответствие действительной воли заявителя просьбе, содержащейся в ходатайстве.
Законодательство допускает подачу ходатайства истцом на любом этапе судебного процесса, то есть с момента принятия дела к судопроизводству до оглашения судебного решения. Если истец передумал отстаивать права в порядке судопроизводства еще до возбуждения гражданского дела судом, он, согласно 135 статье ГПК РФ, вправе подать заявление с просьбой вернуть иск.
Решая вопрос о возможности принятия ходатайства, суд вправе задавать различные вопросы, направленные на выявление действительной воли заявителя. В это время и ответчик, и третьи лица могут возразить против отказа истца от ранее заявленных требований, приводя конкретные доказательства и доводы для подтверждения высказанной позиции.
Приняв решение об удовлетворении ходатайства истца (либо об отказе в удовлетворении), судья выносит аргументированное определение. Если суд одобрил заявление истца, судопроизводство прекращается.
Примеры и образцы ходатайств можно скачать на нашем сайте.
1. Заявление административного истца, его представителя об отказе от административного иска, о признании административного иска административным ответчиком, его представителем и условия соглашения о примирении сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным истцом, административным ответчиком или обеими сторонами, их представителями. Изложенные в письменной форме заявление об отказе от административного иска или о признании административного иска и условия соглашения о примирении сторон приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.
2. Если по данной категории административных дел не допускаются принятие отказа от административного иска, признание административного иска и утверждение соглашения о примирении сторон, суд поясняет это административному истцу и (или) административному ответчику, их представителям. При допустимости совершения указанных распорядительных действий по данной категории административных дел суд разъясняет последствия отказа от административного иска, признания административного иска или утверждения соглашения о примирении сторон.
3. В случае принятия судом отказа от административного иска или утверждения судом соглашения о примирении сторон суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по административному делу полностью или в соответствующей части. В определении суда должны быть указаны условия утверждаемого соглашения о примирении сторон.
4. В случае непринятия или невозможности принятия судом отказа от административного иска, признания административного иска или неутверждения соглашения о примирении сторон суд выносит об этом определение и продолжает рассмотрение административного дела по существу.
Комментарий к статье 12 Уголовного Кодекса РФ
1. Принцип гражданства (ч. 1 ст. 12 УК) состоит в том, что граждане РФ и постоянно проживающие в РФ лица без гражданства, совершившие вне пределов РФ преступление против интересов, охраняемых УК, подлежат уголовной ответственности в соответствии с УК, если в отношении этих лиц за данное преступление не имеется решения суда иностранного государства.
2. Для привлечения лица к уголовной ответственности по УК необходимо, чтобы совершенное общественно опасное деяние признавалось преступлением по УК России независимо от того, является ли оно преступлением по уголовному закону государства, на территории которого оно было совершено. До внесения в ч. 1 ст. 12 УК изменений Федеральным законом 2006 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму» принцип гражданства основывался на двойной преступности. Однако предусматривавшиеся в ч. 1 ст. 12 УК правила о двойной криминальности и невозможности двойного осуждения фактически исключали уголовную ответственность некоторых лиц (например, должностного лица РФ за получение взятки в Польше).
В настоящее время рассматриваемые лица за совершенные на территории иностранного государства преступления подлежат уголовной ответственности в соответствии с УК РФ. Единственным ограничением для реализации такой уголовной ответственности является вынесенный в иностранном государстве судебный акт, в том числе оправдательный приговор лицу в отношении инкриминируемого деяния.
3. Лицом без гражданства, постоянно проживающим в РФ, является лицо, получившее вид на жительство (ст. 2 Федерального закона от 21 июня 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), который выдается на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению лица без гражданства может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено (ст. 8 названного Закона).
4. Принцип специальной миссии состоит в том, что военнослужащие воинских частей РФ, дислоцирующихся за пределами РФ, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ (ч. 2 ст. 12).
Действие этого принципа осуществляется при вводе войск на территорию иностранного государства по согласованию с этим государством. Согласно договоренностям государств по делам о преступлениях, совершенных указанными лицами, а также членами их семей, применяется уголовное законодательство страны пребывания, т.е. используется территориальный принцип.
Из данного правила имеется исключение. Военнослужащие несут ответственность по УК РФ за совершенные в стране пребывания преступления, направленные только против интересов РФ либо ее граждан, а также за совершенные преступления против военной службы.
5. Реальный принцип действия закона состоит в том, что иностранцы и лица без гражданства, не проживающие постоянно в РФ, совершившие преступление вне пределов РФ, подлежат уголовной ответственности по УК РФ в случаях, если преступление направлено против интересов РФ, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории РФ (ч. 3 ст. 12).
Реальный принцип восполняет пробел территориального принципа и принципа гражданства, поскольку предусматривает преступность и наказуемость совершенных вне пределов РФ деяний иностранцев и лиц без гражданства, постоянно не проживающих на территории РФ. Под преступлениями, направленными против интересов РФ, понимаются любые преступления, совершенные против российских граждан, организаций и РФ (БВС РФ. 1998. N 9. С. 4 — 5).
6. Лицом без гражданства, не проживающим постоянно в РФ, является лицо, временно проживающее в РФ, т.е. получившее разрешение на временное проживание (ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»). Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года (ст. 6 указанного Закона).
7. Универсальный принцип состоит в том, что иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в РФ, совершившие преступление вне пределов РФ, подлежат уголовной ответственности по УК РФ в случаях, предусмотренных международным договором РФ, если они не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории РФ (ч. 3 ст. 12). Универсальный принцип пользуется абсолютным приоритетом перед другими принципами действия закона в пространстве.
В соответствии с универсальным принципом определяются преступность и наказуемость наиболее опасных международных преступлений и преступлений международного характера по национальному законодательству государства места привлечения лица к уголовной ответственности независимо от его государственной принадлежности и территории, где было совершено преступление, если иное не предусмотрено международно-правовыми нормами.
8. Универсальный принцип действует, когда лицо не осуждалось в иностранном государстве. Такое условие является реализацией принципа невозможности двойного осуждения лица за одно и то же преступление.
1. Заявление административного истца, его представителя об отказе от административного иска, о признании административного иска административным ответчиком, его представителем и условия соглашения о примирении сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным истцом, административным ответчиком или обеими сторонами, их представителями. Изложенные в письменной форме заявление об отказе от административного иска или о признании административного иска и условия соглашения о примирении сторон приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.
Субъекты, которые могут подать административный иск
Административное право предоставляет определенные возможности гражданам и организациям для защиты своих прав и интересов. В случае нарушения административных правил или причинения ущерба, субъекты имеют право обратиться в суд с административным иском.
Субъектами административного иска могут быть как граждане, так и юридические лица. Граждане имеют право обратиться в суд, если их права и законные интересы были нарушены административными органами или должностными лицами. Юридические лица также имеют право на защиту своих прав и интересов в административном порядке, и могут предъявить иск, если их деятельность подвергается незаконным ограничениям или ущербу.
Важно отметить, что субъектами иска могут быть также государственные органы и организации, которые имеют право обратиться в суд с требованиями о восстановлении нарушенных прав и интересов. Такие иски могут быть поданы, например, против субъектов местного самоуправления или других государственных органов.
- Граждане и юридические лица, чьи права и интересы нарушены административными органами или должностными лицами;
- Юридические лица и государственные органы, чья деятельность подвергается незаконным ограничениям или ущербу;
- Государственные органы и организации, которые имеют право обратиться в суд с требованиями о восстановлении нарушенных прав и интересов.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Необходимость в выделении административного судопроизводства в отдельную отрасль в России, возникла уже довольно давно.
С 15. 09. 2015 года в силу вступил КАС РФ – Кодекс административного судопроизводства. Это кодифицированный нормативный акт, которые регулирует порядок рассмотрения судами общей юрисдикции Верховным судом РФ, административных дел, которые возникают из публичных правоотношений.
Не нужно путать административные правонарушения, которые регулируются КоАП РФ, и административное судопроизводство, которое регулируется КАС РФ.
В ст. 1 КАС РФ указано, какие административные дела рассматриваются в порядке административного судопроизводства.
Отказ от административного иска КАС РФ
В ст. 157 КАС РФ предусмотрена возможность административного истца заявить отказ от своих исковых требований к оппоненту спора.
Такое право возлагается не только на заявителя по делу, но и на его представителя, при условии, что последний имеет на руках доверенность, дающую ему соответствующие полномочия.
Отказ от требований к административному ответчику оформляется в письменном виде, и подаётся в тот же суд, который рассматривает дело. Судья рассмотрит ходатайство, и вынесет определение о его удовлетворении или неудовлетворении.
Если определение будет в пользу заявителя, то есть, о признании отказа, то суд производство по делу прекращает полностью или в той части, в которой отозваны требования.
Истец может подать отказ на любой стадии административного судопроизводства, вплоть до того момента, пока суд не примет и не вынесет соответствующее решение по делу. Отказ может быть только добровольным.
Если суд заподозрит, что заявитель отказывается от своих требований под давлением или это противоречит его интересам, суд отклонит ходатайство.
Чтобы не возникло сомнений в изъявлении доброй воли заявителя относительно отказа от своих требований, он должен изложить в заявлении причины такого решения.
Административный иск должен быть составлен правильно. Если будут нарушены нормы, то суд вынесет отказ в принятии административного иска по КАС РФ.
Комментарий к ст. 157 КАС РФ
В ч. 1 ст. 157 КАС РФ содержатся положения, аналогичные следующим установленным в ч. 1 ст. 173 ГПК РФ: заявление истца об отказе от иска, признание иска ответчиком и условия мирового соглашения сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются истцом, ответчиком или обеими сторонами; в случае, если отказ от иска, признание иска или мировое соглашение сторон выражены в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти заявления приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания.
Часть 2 ст. 173 ГПК РФ предусматривает, что суд разъясняет истцу, ответчику или сторонам последствия отказа от иска, признания иска или заключения мирового соглашения сторон. Аналогичные данному положению положения ч. 2 ст. 157 КАС РФ учитывают, что принятие отказа от административного иска, признание административного иска и утверждение соглашения о примирении сторон допускаются не по всем категориям административных дел. Как предусмотрено в ч. ч. 5 и 6 ст. 46 КАС РФ: суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит данному Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц (ч. 5); суд не утверждает соглашение сторон о примирении, если заключение соглашения прямо запрещено законом, противоречит существу рассматриваемого административного дела или нарушает права других лиц (ч. 6).
В ч. ч. 3 и 4 ст. 157 КАС РФ вошли положения, аналогичные следующим положениям ч. ч. 3 и 4 ст. 173 ГПК РФ:
— при отказе истца от иска и принятии его судом или утверждении мирового соглашения сторон суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по делу. В определении суда должны быть указаны условия утверждаемого судом мирового соглашения сторон. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований (ч. 3);
— в случае непринятия судом отказа истца от иска, признания иска ответчиком или неутверждения мирового соглашения сторон суд выносит об этом определение и продолжает рассмотрение дела по существу (ч. 4).
Определения суда, о которых идет речь в ч. 3 ст. 157 КАС РФ, могут быть обжалованы в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 313 данного Кодекса как определения, исключающие возможность дальнейшего движения административных дел. Возможность подачи частной жалобы на определения, о которых говорится в ч. 4 ст. 157 КАС РФ, не предусмотрена. Согласно ч. 3 ст. 313 данного Кодекса возражения относительно таких определений суда могут быть включены в апелляционные жалобу, представление.
Наличие определения суда о прекращении производства по административному делу в связи с принятием отказа административного истца от административного иска, утверждением соглашения о примирении сторон в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 194 КАС РФ является основанием для прекращения производства по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .
Это быстро и БЕСПЛАТНО !
Необходимость в выделении административного судопроизводства в отдельную отрасль в России, возникла уже довольно давно.
С 15. 09. 2015 года в силу вступил КАС РФ – Кодекс административного судопроизводства. Это кодифицированный нормативный акт, которые регулирует порядок рассмотрения судами общей юрисдикции Верховным судом РФ, административных дел, которые возникают из публичных правоотношений.
Не нужно путать административные правонарушения, которые регулируются КоАП РФ, и административное судопроизводство, которое регулируется КАС РФ.
В ст. 1 КАС РФ указано, какие административные дела рассматриваются в порядке административного судопроизводства.
Комментарий к статье 12 Уголовного Кодекса РФ
1. Принцип гражданства (ч. 1 ст. 12 УК) состоит в том, что граждане РФ и постоянно проживающие в РФ лица без гражданства, совершившие вне пределов РФ преступление против интересов, охраняемых УК, подлежат уголовной ответственности в соответствии с УК, если в отношении этих лиц за данное преступление не имеется решения суда иностранного государства.
2. Для привлечения лица к уголовной ответственности по УК необходимо, чтобы совершенное общественно опасное деяние признавалось преступлением по УК России независимо от того, является ли оно преступлением по уголовному закону государства, на территории которого оно было совершено. До внесения в ч. 1 ст. 12 УК изменений Федеральным законом 2006 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму» принцип гражданства основывался на двойной преступности. Однако предусматривавшиеся в ч. 1 ст. 12 УК правила о двойной криминальности и невозможности двойного осуждения фактически исключали уголовную ответственность некоторых лиц (например, должностного лица РФ за получение взятки в Польше).
В настоящее время рассматриваемые лица за совершенные на территории иностранного государства преступления подлежат уголовной ответственности в соответствии с УК РФ. Единственным ограничением для реализации такой уголовной ответственности является вынесенный в иностранном государстве судебный акт, в том числе оправдательный приговор лицу в отношении инкриминируемого деяния.
3. Лицом без гражданства, постоянно проживающим в РФ, является лицо, получившее вид на жительство (ст. 2 Федерального закона от 21 июня 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), который выдается на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению лица без гражданства может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено (ст. 8 названного Закона).
4. Принцип специальной миссии состоит в том, что военнослужащие воинских частей РФ, дислоцирующихся за пределами РФ, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по УК РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ (ч. 2 ст. 12).
Комментарий к ст. 46 КАС РФ
— истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований (ч. 1);
— истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу в арбитражном суде первой инстанции или в арбитражном суде апелляционной инстанции, отказаться от иска полностью или частично (ч. 2);
— ответчик вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции признать иск полностью или частично (ч. 3);
— стороны могут закончить дело мировым соглашением в порядке, предусмотренном главой 15 «Примирительные процедуры. Мировое соглашение» данного Кодекса (ч. 4);
— арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, уменьшение им размера исковых требований, признание ответчиком иска, не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права других лиц. В этих случаях суд рассматривает дело по существу (ч. 5).
Статья 39 «Изменение иска, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение» ГПК РФ содержит несколько иное регулирование. Так, названная статья содержит следующие положения:
— истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением (ч. 1);
— суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц (ч. 2);
— при изменении основания или предмета иска, увеличении размера исковых требований течение срока рассмотрения дела, предусмотренного данным Кодексом, начинается со дня совершения соответствующего процессуального действия (ч. 3).
Положения ст. 46 КАС РФ детализированы в положениях ст. ст. 137 «Примирение сторон. Соглашение о примирении сторон» и 157 «Отказ административного истца, его представителя от административного иска, признание административного иска административным ответчиком, его представителем и соглашение о примирении сторон» данного Кодекса.
Положения ч. 1 ст. 49 АПК РФ содержались и в «предшественнике» данного Кодекса, в связи с чем представляют интерес следующие разъяснения, данные в п. 3 Постановления Пленума ВАС России от 31 октября 1996 г. N 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции» :
РГ. 1996. N 227. 27 ноября.
— изменение предмета иска означает изменение материально-правового требования истца к ответчику;
— изменение основания иска означает изменение обстоятельств, на которых истец основывает свое требование к ответчику;
— из понятий предмета и основания иска вытекает, что если требование о признании сделки недействительной заменяется требованием о расторжении договора и приводятся иные основания этого изменения, то имеет место изменение предмета и основания иска;
— одновременное изменение предмета и основания иска не допускается.
Как разъяснено в п. 10 Постановления Пленума ВС России 2016 г. N 36, административный истец вправе увеличить или уменьшить размер требований имущественного характера, поскольку такое увеличение или уменьшение является уточнением заявленных требований (ч. 1 ст. 46, п. 1 ч. 2 ст. 135 КАС РФ).
«КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 8 МАРТА 2015 Г. № 21-ФЗ» (ПОСТАТЕЙНЫЙ), 2-Е ИЗДАНИЕ, ДОПОЛНЕННОЕ И ПЕРЕРАБОТАННОЕ
КАС РФ Статья 157. Отказ административного истца, его представителя от административного иска, признание административного иска административным ответчиком, его представителем и соглашение о примирении сторон
1. Заявление административного истца, его представителя об отказе от административного иска, о признании административного иска административным ответчиком, его представителем и условия соглашения о примирении сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным истцом, административным ответчиком или обеими сторонами, их представителями. Изложенные в письменной форме заявление об отказе от административного иска или о признании административного иска и условия соглашения о примирении сторон приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.
2. Если по данной категории административных дел не допускаются принятие отказа от административного иска, признание административного иска и утверждение соглашения о примирении сторон, суд поясняет это административному истцу и (или) административному ответчику, их представителям. При допустимости совершения указанных распорядительных действий по данной категории административных дел суд разъясняет последствия отказа от административного иска, признания административного иска или утверждения соглашения о примирении сторон.
3. В случае принятия судом отказа от административного иска или утверждения судом соглашения о примирении сторон суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по административному делу полностью или в соответствующей части. В определении суда должны быть указаны условия утверждаемого соглашения о примирении сторон. В случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. В случае непринятия или невозможности принятия судом отказа от административного иска, признания административного иска или неутверждения соглашения о примирении сторон суд выносит об этом определение и продолжает рассмотрение административного дела по существу.
Ст. 157 КАС РФ. Отказ административного истца, его представителя от административного иска, признание административного иска административным ответчиком, его представителем и соглашение о примирении сторон
Подборка наиболее важных документов по запросу Последствия отказа от иска кас (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика по статье 304 КАС РФ:
Кашириной Л.В., Терегулова Т.Р., Лихомановой Л.В. от исковых требований. На основании части 2 статьи 304 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с принятием судом апелляционной инстанции отказа административных истцов от исковых требований решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 24 августа 2015 года подлежит отмене, а производство по административному делу прекращению.
Судебная коллегия считает возможным принять отказ Любименко Е.В. и Шамсутдинова И.М. от исковых требований. На основании части 2 статьи 304 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с принятием судом апелляционной инстанции отказа административных истцов от исковых требований решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 24 августа 2015 года подлежит отмене, а производство по административному делу прекращению.
На основании части 2 статьи 304 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с принятием судом апелляционной инстанции отказа административного истца от исковых требований решение Московского областного суда от 15 августа 2017 года подлежит отмене, а производство по делу — прекращению.
Общие положения по отказу от иска
В судопроизводстве рассматриваются дела сферы финансовых (взыскание долгов), трудовых, семейных и других споров. Гражданское производство характеризуется возможностью оказать лицам помощь в осуществлении прав, поэтому иски в судебные органы подаются ежедневно.
Вне зависимости от такого фактора, дело не в обязательном порядке решается после судебного заседания. Согласно нормам гражданского процессуального, арбитражного процессуального кодекса, также кодекса административного судопроизводства, истец может использовать право отказа от искового заявления.
Наиболее распространенной причиной подобного юридически значимого действия на 2017 год считается урегулирование конфликтной ситуации во внесудебной форме. Стороны могут прийти к компромиссу с удовлетворением полного списка отказа от исковых требований гпк и тогда получится остановить производство.
Что представляет собой отказ от административного иска по КАС РФ
Кодекс административного судопроизводства РФ не дает определения отказа от административного иска, но из норм ч. 5 ст. 46, ст. 113, ч. 1 ст. 157 КАС РФ можно сделать вывод, что это воля истца, направленная на прекращение поддержания выдвинутых требований и выраженная:
- устно (заносится в протокол заседания и подписывается истцом или его представителем);
- письменно (подается заявление за подписью вышеуказанных лиц).
Важно! Представителю для отказа требуется четко выраженное в доверенности специальное полномочие на отказ от иска (ч. 2 ст. 56 КАС РФ).
Сам факт отказа от административного иска не гарантирует прекращения производства по делу. Обращение истца рассматривается судом, и отказ не может быть принят, если он:
- противоречит нормам действующего законодательства;
- нарушает права и законные интересы третьих лиц;
- препятствует защите публичных интересов (п. 2 ч. 2 ст. 214 КАС РФ, апелляционное определение Верховного суда РФ от 20.01.2016 № 49-АПГ15-66).
Обратите внимание! Если в качестве административного истца выступал прокурор, защищавший общественные интересы, его отказ от иска не прекращает производство по делу, если не связан с добровольным удовлетворением требований ответчиком (ч. 5 ст. 39 КАС РФ).
По действующим законодательным нормам, при отказе от иска, лицо имеет право на возврат ранее уплаченной государственной пошлины. Делопроизводство после подачи заявления истца и утверждения судом полностью прекращается, а госпошлину получится вернуть на протяжении месяца. Решение принимается судебным органом на базе заявления об отказе и запроса лица.
По законодательству, на возврат средств после оплаты установлен термин три года. На протяжении такого срока можно будет обратиться с запросом в орган, где ранее находился иск. Физическое или юридическое лицо пишет заявление о возврате госпошлины в свободной форме, с указанием банковских реквизитов для дальнейшего перевода платежа казначейством. В обязательном порядке прилагается оригинал квитанции о выплате пошлины, указывается номер иска. Дополнительно необходима ксерокопия судебного акта, или же определения.
Отказ от административного иска КАС РФ
В ст. 157 КАС РФ предусмотрена возможность административного истца заявить отказ от своих исковых требований к оппоненту спора.
Такое право возлагается не только на заявителя по делу, но и на его представителя, при условии, что последний имеет на руках доверенность, дающую ему соответствующие полномочия.
Отказ от требований к административному ответчику оформляется в письменном виде, и подаётся в тот же суд, который рассматривает дело. Судья рассмотрит ходатайство, и вынесет определение о его удовлетворении или неудовлетворении.
Если определение будет в пользу заявителя, то есть, о признании отказа, то суд производство по делу прекращает полностью или в той части, в которой отозваны требования.
Истец может подать отказ на любой стадии административного судопроизводства, вплоть до того момента, пока суд не примет и не вынесет соответствующее решение по делу. Отказ может быть только добровольным.
Если суд заподозрит, что заявитель отказывается от своих требований под давлением или это противоречит его интересам, суд отклонит ходатайство.
Чтобы не возникло сомнений в изъявлении доброй воли заявителя относительно отказа от своих требований, он должен изложить в заявлении причины такого решения.
Административный иск должен быть составлен правильно. Если будут нарушены нормы, то суд вынесет отказ в принятии административного иска по КАС РФ.