Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Законы РФ об изъятии земельных участков в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Изъятие земли для государственных нужд проходит как принудительный выкуп земли у граждан или юридических лиц — собственников земельных участков. То есть вашу землю покупают — выплачивают компенсацию (согласно части 4 ст. 281 ГК РФ). Это происходит точно так же, как и при изъятии жилого помещения (будь оно расположено на земле и в многоквартирном доме), согласно ч. 5, 6, 7 ст. 32 ЖК РФ: «Возмещение (то есть сумма) за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения».
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН
- Заказчик имеет право:
- Получать полную и достоверную информацию о ходе оказания юридических услуг.
- Отказаться от услуг Исполнителя по подготовке документа, уведомив об этом Исполнителя, не позднее 1 (одного) дня после оплаты услуг и при условии уплаты вознаграждения за фактически оказанные услуги. Если на момент получения от Заказчика заявления об отказе от услуг Исполнитель подготовил документ (Результат оказания услуг), Заказчик не вправе отказаться от услуг.
- Отказаться от услуг Исполнителя по проведению устной консультации, уведомив об этом Исполнителя, не позднее 1 (одного) дня до даты консультации.
- Заказчик обязан:
- Принять условия настоящей публичной оферты и строго выполнять все требования, изложенные в настоящей Оферте.
- Оплатить стоимость юридических услуг в сроки, установленные в настоящей Оферте.
- Предоставить Исполнителю полную и достоверную информацию для оказания услуг, а также необходимые копии документов при заполнении Онлайн-заказа юридических услуг, а также по запросу Исполнителя.
- Без промедления принять от Исполнителя оказанные услуги в соответствии с настоящей Офертой.
- Исполнитель имеет право:
- Запрашивать у Заказчика дополнительные сведения и документы, необходимые для оказания юридических услуг.
- Не преступать к оказанию юридических услуг в случаях:
- неоплаты Заказчиком стоимости юридических услуг Исполнителю в полном объеме в соответствии с пп. 5.2 — 5.4 настоящей Оферты;
- если Заказчик не представил или не в полном объёме представил сведения и документы, необходимые для оказания услуг.
- Приостанавливать срок оказания Юридических услуг соразмерно времени, в течение которого Заказчиком будут представлены дополнительные сведения и документы в соответствии с п. 6.2.3. настоящей Оферты. При этом срок оказания юридических услуг продлевается на время предоставления Заказчиком дополнительной, необходимой Исполнителю информации (документов, сведений).
- В любой момент изменять Прайс-лист и условия настоящей Оферты в одностороннем порядке без предварительного согласования с Заказчиком, обеспечивая при этом публикацию измененных условий на официальном Веб-сайте Исполнителя.
- При невозможности оказания услуг расторгнуть в одностороннем порядке в любой момент настоящий Договор, уведомив об этом Заказчика по электронной почте. Договор считается расторгнутым с момента направления Исполнителем уведомления о расторжении. В данном случае Исполнитель возвращает Заказчику полученные в счет оплаты услуг денежные средства в течение 3 (трех) рабочих дней с момента предоставления Заказчиком полных банковских реквизитов. Заказчик не вправе требовать в данном случае компенсации убытков.
- Исполнитель обязан:
- Приступить к оказанию услуг после выполнения Заказчиком своих обязательств в соответствии с п. 4.4. настоящей Оферты;
- Предоставить Заказчику Результат оказания услуг в установленный срок.
- Оказать юридические услуги надлежащего качества, соответствующие требованиям законодательства РФ, как лично, так и с привлечением третьих лиц.
- В случае возникновения непредвиденных задержек при оказании юридических услуг, в том числе по обстоятельствам от него не зависящих, информировать Заказчика любым доступным путем о причинах возникновения задержек не позднее 3 (трёх) дней с момента их возникновения, а также высказывать свои предложения Заказчику по их возможному устранению и срокам оказания юридических услуг.
- Не распространять полученную от Заказчика информацию, затрагивающую интересы Заказчика, в ходе исполнения своих обязательств в соответствии с настоящей офертой, согласно действующему законодательству.
- Исполнитель не несет обязательств по наличию и качеству доступа Заказчика в сеть «Интернет», наличию и качеству соответствующего оборудования и необходимого программного обеспечения для доступа в сеть «Интернет». Исполнитель не несет ответственность за любые сбои или иные проблемы компьютерных систем, серверов или провайдеров, компьютерного или телефонного оборудования, программного обеспечения, сбоев электронной почты или скриптов (программ) по каким-либо причинам, которые могут привести к задержкам при оказании Услуг Заказчику.
Основания изъятия земель
Причин, по которым собственник может лишиться прав на землю, существует несколько, но эта процедура может происходить только по весомым обстоятельствам. Основаниями по закону служат следующие:
- При эксплуатации земли собственником с нарушением разрешенного использования, а также неиспользование.
- Для комплексного развития территории официальному решению властей, если участок оказался в границах запланированных работ.
- Конфискация для возмещения ущерба, нанесенного собственником иному лицу своим преступным деянием.
- Реквизиция вследствие воздействий эпидемий, природных катаклизмов, аварийных и чрезвычайных ситуаций.
- Иные обстоятельства, когда в рамках законодательства власти любого уровня вправе истребовать участок.
- Для государственных или муниципальных нужд. К ним относятся:
- строительство на конкретной территории объектов федерального уровня, а также местного или регионального;
- проведения работ в рамках недропользования;
- исполнение РФ международных обязательств;
- в рамках государственных полномочий службой ФСБ;
- иные основания по законодательству РФ.
Важно знать, что отказаться от исполнения судебного распоряжения по изъятию земли ее хозяин не может. В большинстве случаев он может только рассчитывать на другой аналогичный надел или компенсационные выплаты.
Новые правила для изъятия земельных участков
С 1 января 2024 года вступят в силу новые правила для изъятия земельных участков в России. Эти изменения затронут как государственную, так и частную собственность. Принятие таких мер было вызвано необходимостью оптимизировать использование земельных ресурсов и запустить новые проекты развития.
Первое, на что стоит обратить внимание, это то, что изъятие земельных участков будет осуществляться только по решению суда. Это является важным гарантом для собственников, так как защищает их от произвола со стороны государственных органов или других лиц.
Также в новых правилах предусмотрено, что изъятые земельные участки должны быть использованы только для проектов, которые признаются важными для общества или экономики страны. Подобные проекты могут включать в себя строительство объектов социальной инфраструктуры, развитие промышленных зон или запуск инновационных проектов.
Для собственников истекшивего участка предусмотрена справедливая компенсация. Она может быть выплачена как в денежной форме, так и предоставлена в виде аналогичного участка в другом месте, в зависимости от договоренностей сторон. Таким образом, государство обеспечивает охрану интересов собственников и предоставляет им возможность получить равноценное имущество.
Этапы процесса изъятия земельных участков
- Предварительная подготовка — первый этап, на котором проводится анализ ситуации и подготовка необходимых документов и материалов. В эту стадию входит определение целей и объектов изъятия, проведение оценки земельных участков, разработка плана действий.
- Уведомление — на этом этапе землевладельцы получают уведомление о намерении государственных органов изъять их земельные участки. Уведомление должно содержать информацию о причинах изъятия и правах собственников на возмещение ущерба.
- Публичные слушания — на этом этапе проводятся публичные слушания, на которых граждане и организации имеют возможность высказать свое мнение относительно изъятия земельного участка. Учитываются предложения и замечания участников, а также доказательства о необходимости или ненужности изъятия.
- Принятие решения — после проведения публичных слушаний государственные органы принимают решение о изъятии земельных участков. Решение должно быть обоснованным и основываться на нормативных правовых актах.
- Возмещение ущерба — после изъятия земельного участка, собственники имеют право на получение компенсации за ущерб, причиненный им изъятием. Возмещение ущерба может быть осуществлено в форме денежной компенсации или предоставлении альтернативного земельного участка.
Все эти этапы являются обязательными и служат для обеспечения прозрачности и законности процесса изъятия земельных участков. Они позволяют учесть мнение и интересы собственников земельных участков и обеспечить справедливое возмещение ущерба.
Изъятие земельных участков — редкая мера, которую применяют лишь по решению суда, если собственник не исполнил предписание об устранении нарушения. Принудительное изъятие проводится при отказе устранить выявленное нарушение и после привлечения собственника к административной ответственности.
Основания, по которым Росреестр может запустить процедуру изъятия земельного участка у собственника или расторгнуть с ним договор аренды, указаны в Гражданском и Земельном кодексах. Среди них:
- неиспользование участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества в течение трех лет;
- использование земельного участка не в соответствии с установленными для него целевым назначением и (или) видом разрешенного использования.
Право собственности на земельный участок
Главное условие, когда земельный участок может быть признан самовольно захваченным — отсутствие у гражданина правоустанавливающих документов. Иными словами, если человек использует территорию, но не может представить документы, где будет указано его право на недвижимое имущество, то он может быть привлечен к ответственности.
Земельный кодекс РФ предусматривает несколько видов прав на земельный участок:
- Право собственности землей. Это закрепленная за собственником возможность на законных основаниях владеть, использовать и распоряжаться земельным участком с учетом своих собственных интересов, а также предотвращать вмешательство в территориальную целостность третьего лица, например, захват земли соседями.
- Право бессрочного пользования. В соответствии со ст. 268 ГК РФ и ст. 39.9 ЗК РФправо постоянного пользования земельным участком, который на праве собственности принадлежит государству или муниципалитету, предоставляется исключительно на основании решения уполномоченного на это государственного органа. Этим правом могут быть наделены: ОМСУ и органы госвласти; бюджетные, казенные или автономные учреждения всех уровней, казенные предприятия; центры исторического наследия президентов РФ, которые прекратили исполнение своих полномочий.
- Право пожизненного наследуемого владения. Это право закреплено ст. 266 ГК РФ. Практика ПНВ была распространена до 1993 года, когда право собственности на ЗУ не оформлялось. После принятия Указа Президента РФ от 24.12.1993 № 2287 форма ПНВ была выведена из юридической практики, но право пользования такими участками за гражданами, которые его получили до 1993 года, было сохранено. На сегодняшний день право пожизненного владения до сих пор существует, так как в России до сих пор существуют участки, которые передаются по наследству, но формально являются госсобственностью.
- Право аренды. Закреплено ст. 22 ЗК РФ. Это форма владения и пользования участком, при которой арендодатель передает землю во временное пользование арендатору за определенную плату.
- Право безвозмездного срочного пользования ЗУ. В данном случае речь идет об ограниченном вещном праве, которое регламентировано ст. 269 ГК РФ. Им наделяется только ограниченный перечень лиц, который закреплён ст. 39.10 ЗК РФ.
Важно! Наличие правоустанавливающих документов — главный аргумент для суда, если произошел самовольный захват земли. Истец, который желает оспорить умышленное изменение границ, представив документы в суд, подтвердит законное право на землю.
Ответственность за самозахват земельного участка
Если собственник надела считает, что участок был занят другим лицом самовольно и при этом ведет на нем сельскохозяйственную, коммерческую деятельность или возводит сооружения, то он имеет законные основания для того, чтобы потребовать:
- Освобождение самовольно занятого земельного участка. Любые строения, которые были возведены на территории земли, по требованию владельца должны быть снесены и ликвидированы. При необходимости очистку проводят на основании судебного постановления.
- Признание всех совершенных сделок, которые повлекли за собой манипуляции с землей, незаконными. Например, владелец может оспорить сдачу в аренду территории или сделку купли-продажи.
- Компенсацию за осуществление коммерческой деятельности на земле, которая была захвачена лицом с целью ведения бизнеса, что повлекло за собой незаконное обогащение.
Для строительства дороги
Когда производится изъятие участка у собственника с целью строительства на нем дороги, то последнему выплачивается возмещение. В его сумму включается стоимость, действующая на рынке, право собственности, которое прекращается. Либо это может быть рыночная стоимость иных правомочий, которые прекращаются. Также возмещают убытки, которые причинены таким изъятием и упущенная выгода.
Когда совместно с участком изымаются расположенные на нем строения, то они также подлежат оценке и выплачивается их рыночная стоимость. Если собственник участка выразил согласие, то взамен возмещения ему могут выдать иной разнозначный объект недвижимости вместо того, что изъят с целью строительства.
Законодатель указывает на то, что допускается изъятие надела в принудительном порядке, когда заранее проведено равноценное возмещение. Срок, в течение которого орган государства, произведет возмещение, определяется в соответствии с заключенным соглашением. Если производится принудительное изъятие – условия определяются судом.
Нецелевое использование участка
Все участки имеют свое целевое предназначение и виды разрешенного использование. Данная информация отображается в кадастровом паспорте, в свидетельстве о праве собственности на участок. Владельцу не сложно выяснить этот вопрос, чтобы не нарушить законодательство. Выяснять целевое назначение стоит до покупки, чтоб ничто не могло нарушить планы по эксплуатации участка.
ВНИМАНИЕ! Использование земель по их целевому назначению предусмотрено статьями 284 и 285 Гражданского кодекса РФ.
Если земля используется с нарушениями закона, она может быть у собственника изъята. Например, гражданин Лазутин был собственником надела в садовом поселке, но построил на этом участке жилой дом. Он нарушил закон по целевому использованию и может остаться без надела.
Порядок проведения процедуры
По определенным показателям может быть определен участок как невостребованный:
- Когда наследники после смерти собственника земли не оформили участок на себя, отказались от наследования.
- Органы местного управления не имеют никаких данных о наделе, нет признаков его эксплуатации.
Но если участок зарегистрирован по нормам Федерального Закона №122 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество» (принят в 1997 году), он не может считаться невостребованным.
Изъятие невостребованного участка проводится без выплаты компенсации, но обязательно с соблюдением всех этапов процедуры:
- Сначала органы местного самоуправления стараются все же найти владельца.
- Составляется список владельцев, он выставляется в средствах массовой информации.
- Если в течение месяца не объявится никто из законных собственников, участок будет признан официально невостребованным.
Как происходит изъятие
Чтобы земельный объект мог быть изъят на легальном основании, должен выноситься распорядительный акт властных органов или судебное решение. Иные документы, в том числе различных государственных служб и ведомств не могут стать причиной для принудительного лишения собственника его имущества.
Порядок изъятия земельного участка у собственника для нужд публичных образований предусматривает выплату возмещения, а последовательность действий будет выглядеть следующим образом:
- властный орган принимает решение об изъятии земельного надела, которое должно соответствовать требованиям законодательных актов;
- принятое решение доводится до сведения правообладателя путем направления письменного уведомления – в этом документе указывает срок, цель и порядок изъятия, а также размер предлагаемой компенсации;
- если правообладатель усматривает нарушение закона при вынесении решения или расчете суммы компенсации, он вправе подать на обжалование в суд;
- если в срок, указанный в уведомлении, правообладатель не выполнит предусмотренные действия, земля изымается в принудительном порядке.
Основания для изъятия земель
Ст. 49 ЗК РФ определяет причины, по которым органы власти могут получить право на участки, принадлежащие частным лицам. К ним относятся строительство и реконструкция следующих объектов:
- энергетические системы общегосударственного или локального масштаба;
- АЭС;
- оборонные сооружения, включая системы защиты государственной границы;
- транспортная инфраструктура, включая инфраструктуру железных дорог;
- объекты космической отрасли;
- обеспечение естественных монополий;
- коммуникации общегосударственного или локального масштаба, включая электричество, газопроводы, водо- и теплоснабжение;
- автодороги.
Новации в процедуре изъятия земельных участков
На 2024 год в Российской Федерации были внесены ряд изменений и новаций в процедуру изъятия земельных участков. Эти изменения направлены на оптимизацию процесса и повышение эффективности использования земельных ресурсов.
Во-первых, были введены новые требования к документам, необходимым для изъятия земельного участка. Теперь заявителю необходимо предоставить детальное планирование земельного участка, обоснование его необходимости и технико-экономическое обоснование проекта. Это поможет ускорить процесс принятия решения и снизить вероятность отказа в изъятии.
Во-вторых, изменились сроки рассмотрения заявок на изъятие земельных участков. Теперь органы исполнительной власти обязаны принять решение о предоставлении или отказе в изъятии в течение 45 дней со дня подачи заявки. Это позволит ускорить процесс изъятия и улучшить взаимодействие с заявителями.
Также были уточнены правила и условия применения высокой экономической необходимости при изъятии земельных участков. Теперь она может применяться только при наличии объективно обоснованных экономических необходимостей, которые нельзя удовлетворить иными способами. Это поможет предотвратить произвол и злоупотребления при изъятии земли.
Наконец, введены новые механизмы контроля и наказания за нарушение правил изъятия земельных участков. Теперь органы исполнительной власти обязаны проводить регулярные проверки и контролировать процесс изъятия. В случае выявления нарушений предусмотрены административные и уголовные наказания для виновных лиц.
В целом, введение новаций в процедуру изъятия земельных участков на 2024 год направлено на сокращение бюрократических процедур, улучшение взаимодействия с заявителями и соблюдение правил использования земли. Это поможет ускорить развитие экономики и повысить эффективность использования земельных ресурсов в Российской Федерации.
Сроки и условия изъятия земельных участков
Законы об изъятии земельных участков в Российской Федерации устанавливают определенные сроки и условия, которые должны соблюдаться при проведении процедуры изъятия.
Во-первых, для осуществления изъятия земельного участка необходимо наличие у соответствующих органов власти законного основания. Как правило, изъятие может производиться в целях реализации общественных интересов, таких как строительство дорог, коммуникаций, объектов социальной инфраструктуры и т.д.
Во-вторых, сроки изъятия земельных участков могут быть различными и определяются в соответствии с типом объекта, для которого предусматривается изъятие. Обычно, сроки оговариваются в договоре, который заключается между владельцем земельного участка и государственным органом.
Кроме того, при изъятии земельного участка обязательно должна быть выплачена компенсация его владельцу. Порядок и размер компенсации также устанавливаются законодательством.
Следует отметить, что процедура изъятия земельного участка должна быть проведена в соответствии с требованиями Конституции РФ и других нормативно-правовых актов. В случае нарушения закона в процессе изъятия, владелец участка имеет право обратиться в суд с жалобой.
Таким образом, сроки и условия изъятия земельных участков в Российской Федерации должны быть четко регламентированы законодательством и обеспечивать справедливое и сбалансированное решение интересов государства и граждан.
Имущественный налоговый вычет с изъятого имущества
Согласно статье 220, п. 7 Налогового кодекса РФ, вы обязаны оплатить налоги с полученных доходов за изъятое имущество. Но государство предоставляет право с полученной компенсации получить имущественный налоговый вычет.
Чтобы получить имущественный налоговый вычет с изъятого имущества, следует подать в ФНС налоговую декларацию. И подавать налоговую декларацию не позже года, следующего за тем, в каком компенсацию вам выплатили. Иными словами, в течение года (п. 7 ст. 220 НК РФ).
От отсутствия льготы по уплате налога на имущества – оплата вами производится за тот год, в который произошло изъятие. Налог высчитают исходя из времени в году пропорционально, пока вы считались владельцем имущества.
Смотрите внимательно предложенную стоимость за ваш участок при изъятии и сравнивайте ее с рыночной ценой на аналогичные участки с домами. Либо обратитесь в агентство недвижимости, но скорее всего придется внести небольшой размер в оплату за оказание услуги.