- Финансовые споры

Срок ответа на запросы правоохранительных органов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Срок ответа на запросы правоохранительных органов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В последнее время кризисные явления в экономике привели к тому, что вероятность уголовно-правовых рисков увеличилась, а предприниматели все чаще оказываются в ситуации, когда их коммерческая деятельность может привести к потери бизнеса или даже лишению свободы.

Такие последствия, безусловно, самые негативные проявления оперативно-следственных мероприятий в отношении бизнеса. И наступают не в каждом случае.

Однако даже само по себе внимание силовиков к компании может на долгое время дестабилизировать ее деятельность.

Сигналом, свидетельствующим о том, что вашим бизнесом заинтересовались правоохранительные органы, является получение организацией запроса «О предоставлении документации».

Направление запроса одно из самых распространенных действий правоохранителей. Именно оно становится первым этапом в процессе реализации уголовно-правовых рисков.

В статье мы проанализируем, как сотрудники правоохранительных органов осуществляют предоставленное им полномочие на истребование документации у коммерческих организаций, а также предоставим ряд практических рекомендаций, которые, с нашей точки зрения, могут существенно снизить уголовно-правовые риски вашего бизнеса.

Практика показывает, что основной массив запросов в организации направляется именно на этапе доследственной проверки.

Для того, чтобы принять решение о возбуждении уголовного дела правоохранителям необходимо собрать как можно больше информации, свидетельствующей о фактах совершения преступления. И самый удобный способ для этого — направление запроса о предоставлении документации.

В данном случае бизнес сталкивается с деятельностью уже ставшего легендарным отдела по борьбе с экономическими преступлениями и противодействию коррупции (ОЭБиПК) и реже с оперативными подразделениями ФСБ РФ.

Направляя запрос в организации, сотрудники данных подразделений, во-первых, должны указать правовые нормы, предоставляющие им право запрашивать документацию (п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции» или п. «м» ст. 13 Федерального закона «О Федеральной службе безопасности»), тогда запрос будет обладать свойством законности. На практике эти правовые нормы содержатся в текстах запроса в большинстве случаев.

Во-вторых, что самое важное, в качестве фактического обоснования должна быть указана следующая информация:

— номер и дата КУСП (книга учета сообщений о преступлениях) — все сообщения о преступлениях должны быть обязательно зарегистрированы и им присваивается номер. Эта информация свидетельствует о том, что правоохранители действительно проводят проверку, а не запрашивают документацию, руководствуясь какими-либо иными (порой не всегда законными) мотивами;

— в запросе должно быть указано по каким фактам проводятся проверочные мероприятия. Данная информация позволяет оценить действительно ли деятельность коммерческой организации относится к предмету проверки;

— в тексте запроса должна содержаться информация о том, как запрашиваемая документация связана с предметом проверки.

При одновременном наличии этих компонентов, запрос можно считать действительно законным и обоснованным. К сожалению, на практике правильно обоснованные запросы встречаются крайне редко.

Если информацию о номере и дате КУСП силовики почти всегда указывают, то разъяснение фактов, по которым ведется проверка и тем более то, как запрашиваемая документация относится к ее предмету, отсутствует практически всегда.

В таком случае при подготовке ответа необходимо указать сотрудникам правоохранительных органов на недостатки запроса с просьбой надлежащим образом обосновать свои требования. Предоставление документов в таких случаях может привести к негативным последствиям, так как мотивы направления запроса могут быть самыми разными.

Обязан ли работодатель отвечать на требование правоохранителей

За отказ от предоставления сведений правоохранительным органам предусмотрена административная ответственность по статьям 19.7 и 17.7 КоАП РФ. В первом случае, когда речь идет о доследственной проверке, реально отделаться предупреждением, да и штраф для должностных лиц невелик — 300-500 руб. Во втором случае, когда ведется расследование, штраф вырастает до 2000-3000 рублей, а должностному лицу грозит еще и дисквалификация на срок 6-12 месяцев.

Если не дан письменный ответ на заявление на розыск человека в полицию, а пропавший из-за этого физически пострадает или погибнет, не исключена и уголовная ответственность по статье 237 УК РФ.

Но адресат вправе оценить, истребуются ли сведения в соответствии с нормами законодательства. Для того есть набор критериев:

  • мотивированность. Ссылка на материал проверки или уголовное дело подтверждает, что это не праздный интерес;
  • указание отправителя. Следует убедиться, что это действительно сотрудник правоохранительных органов;
  • правильность направления. При личной передаче документ попадает в руки либо руководителя, либо уполномоченного доверенностью сотрудника.

Но даже при выявлении нарушений ответить необходимо. Достаточно запросить уточнения, только не игнорировать обращение.

На практике в запросах «о предоставлении информации» также часто встречается ссылка на ФЗ РФ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», как основание запроса.

Однако никаких прав сотрудникам полиции запрашивать информацию документацию у граждан и организаций, данный закон не предоставляет. Также, данным законом не предусмотрено обязанности предоставления гражданами и организациями информации и документации сотрудникам полиции.

Иногда сотрудники полиции уточняют и указывают основание запроса не весь закон, а делают ссылку на статью 7 ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Читайте также:  Штрафы за тонировку в 2024 году

В данной статье закреплены права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

Основной обязанностью организации является проверка клиентов, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, на возможную легализацию денежных средств, полученных преступным путем, и участие в террористической и экстремистской деятельности. Такая проверка должна осуществляться на всех стадиях операций с денежными средствами или иным имуществом.

Уполномоченным органом, в который организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны представлять сведения, предусмотренные данным законом, является Росфинмониторинг.

Сигнал, что бизнесом заинтересовались правоохранительные органы

В последнее время кризисные явления в экономике привели к тому, что вероятность уголовно-правовых рисков увеличилась, а предприниматели все чаще оказываются в ситуации, когда их коммерческая деятельность может привести к потери бизнеса или даже лишению свободы.

Такие последствия, безусловно, самые негативные проявления оперативно-следственных мероприятий в отношении бизнеса. И наступают не в каждом случае.

Однако даже само по себе внимание силовиков к компании может на долгое время дестабилизировать ее деятельность.

Сигналом, свидетельствующим о том, что вашим бизнесом заинтересовались правоохранительные органы, является получение организацией запроса «О предоставлении документации».

Направление запроса одно из самых распространенных действий правоохранителей. Именно оно становится первым этапом в процессе реализации уголовно-правовых рисков.

В статье мы проанализируем, как сотрудники правоохранительных органов осуществляют предоставленное им полномочие на истребование документации у коммерческих организаций, а также предоставим ряд практических рекомендаций, которые, с нашей точки зрения, могут существенно снизить уголовно-правовые риски вашего бизнеса.

Юридическая природа запроса о представлении документации

Запрос информации и документов — это правоприменительный акт. Иными словами, посредством направления запроса сотрудники правоохранительных органов реализуют, предоставленное им полномочие на получение необходимой документации. Эти полномочия закреплены в федеральном законодательстве, регулирующем основы деятельности отдельных правоохранительных органов:

  • МВД РФ наделено обозначенным полномочием п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции». Сотрудники полиции вправе запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию;
  • ФСБ РФ предоставлено право запрашивать информацию в соответствии с п. «м» ст. 13 Федерального закона «О Федерально службе безопасности». Сотрудники ФСБ РФ вправе получать на безвозмездной основе от предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности информацию, необходимую для выполнения возложенных на органы федеральной службы безопасности обязанностей;
  • Следственный комитет РФ наделен полномочием на истребование документации и информации в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 7 Федерального закона «О следственном комитете», согласно которому следователь вправе требовать от руководителей и других должностных лиц органов, предприятий, учреждений и организаций предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.
  • Прокуратура РФ вправе истребовать документацию и информацию, основываясь на ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре», исходя из которого сотрудники прокуратуры при осуществлении своих полномочий могут требовать от руководителей и других должностных лиц органов, предприятий, учреждений и организаций предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.

На основании этих норм правоохранители и направляют в организации запросы о предоставлении документов и информации.

Но надо понимать, что, как и любой иной правоприменительный акт, который предусматривает выполнение каких-либо обязанностей, запрос информации должен обладать двумя свойствами — законность и обоснованность:

  • законность — предполагает, что требование о предоставлении документации должно быть основано на нормах закона, которые наделяют сотрудников правоохранительных органов правом запрашивать документацию (обозначены выше);
  • обоснованность — заключается в том, что в запросе должны быть указаны конкретные фактические обстоятельства, наличие которых позволяет сделать вывод о том, что запрашиваемые документы и информация действительно необходимы для всестороннего и полного расследования уголовного дела или проведения проверки.

Эти два компонента вместе делают требование силовиков обязательным для исполнения и, соответственно, влекут за собой ответственность за игнорирование запроса.

Что делать, если поступил запрос УВД о предоставлении информации?

К вам поступил запрос УВД. В этой ситуации нужно сначала разобраться с самим документом:

  1. Проверить его законность. Фактически, речь идёт о документе, который должны составлять определённым образом, с указанием отправившего его органа, датой, исходящим регистрационным номером. Обязательно в документе идут ссылки на нормативно-правовые акты, позволяющие сотруднику правоохранительных органов его направить. Чаще всего это отсылка на пункт 1 часть 1 статьи 13 закона «О полиции». Иногда законность запроса из ОЭБ и ПК обосновывается ещё указанием на закон о противодействии «отмывания денег».

  2. Посмотреть, насколько запрос обоснован. В документе должен быть указан номер конкретного уголовного дела. Если его ещё не возбудили, то может идти ссылка на данные о преступлении, которое только планируется или совершается в настоящем. В таком случае в документе указывают номер записи соответствующего сообщения в книге учёта сообщений о преступлениях. Плюс в подобной ситуации сотрудники правоохранительных органов обычно пишут, что они проводят административное расследование. В его рамках они тоже имеют право запросить документы.

  3. Убедиться в том, что обращение именно к вам аргументировано. Важно разобраться, имеют ли запрашиваемые документы какое-то отношение к расследуемому преступлению, о котором идёт речь. Аналогично в адрес поступившего сообщения о готовящемся преступлении.

  4. Проверить, указаны ли в запросе УЭБ и ПК о предоставлении информации данные того лица, от которого он поступил. То есть должно быть обозначено конкретное должностное лицо. Также важно, чтобы стояла его подпись.

В любую организацию может поступить запрос из полиции, Следственного комитета, прокуратуры или ФСБ. Они могут запросить почти любую информацию.

Полномочия правоохранительных органов в настоящее время очень широки, поэтому отказ предоставить запрашиваемую информацию и необходимые документы может привести к обыску или выемке.

  • Правоохранительные органы — это обособленная группа государственных органов (государственных служб), уполномоченных осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека.
    К ним относятся: органы прокуратуры, внутренних дел (полиция), Следственный комитет, Росгвардия, ФСБ, МЧС, службы судебных приставов и исполнения наказаний министерства юстиции и правоохранительные подразделения таможенной службы.
Читайте также:  Штраф за проезд на красный свет в 2024 году под камеру Волгоград

При получении запроса из правоохранительных оранов рекомендуется проверить на всякий случай мотивировку запроса и способ, которым запрос был направлен в организацию.

Требования к обоснованности запроса сейчас самые минимальные: достаточным считается указание ссылки на материал проверки сообщения о преступлении (КУСП) или номер уголовного дела.

Варианты ответа правоохранительных органов

При получении запросов от граждан или организаций, правоохранительные органы имеют несколько возможных вариантов ответа. Наиболее распространенные варианты ответа включают следующие:

  • Решение о выполнении запроса — в случае, когда требуемая информация или действия входят в компетенцию и возможности правоохранительных органов, они могут принять решение о выполнении запроса. В таком случае, органы могут предоставить запрошенные данные или выполнить необходимые действия в соответствии с запросом.
  • Отказ в выполнении запроса — если запрошенная информация или действия выходят за рамки компетенции и возможностей правоохранительных органов, они имеют право отказать в выполнении запроса. При этом, органы могут официально мотивировать свой отказ и объяснить причины, по которым они не могут удовлетворить запрос.
  • Ответ с предварительными действиями — в некоторых случаях, правоохранительные органы могут предоставить информацию о ходе проводимого расследования или предписать определенные действия, которые должны быть выполнены запрашивающей стороной перед получением подробного ответа на запрос. Такие предварительные действия могут включать подачу дополнительных документов или предоставление дополнительной информации.

Бесплатная консультация по телефону!

Направление запроса одно из самых распространенных действий правоохранителей. Именно оно становится первым этапом в процессе реализации уголовно-правовых рисков.

Это дает право работникам полиции истребовать документы и их копии у организаций всех типов собственности.
ВОПРОС: Муниципальному учреждению Психоневрологический диспансер очень часто приходится отвечать на запросы правоохранительных органов, в том числе в рамках расследования уголовных дел. Если срок окончания рассмотрения обращения приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то обращение должно быть рассмотрено в предшествующий ему рабочий день.

Неисполнение запроса документов (полиция, другие подразделения МВД РФ) может привести к привлечению лица к административной ответственности.

Запрос из Следственного комитета документации ИП

Проверка Следственного комитета (СК) — это самостоятельная процедура, не связанная с налоговой ревизией. Поэтому специалисты СК вправе запрашивать у вас документы. Конкретные сроки, в которые нужно представить документы в СК, в законе не прописаны.

Минимальных сроков также не установлено. Поэтому, вы должны представить документы в срок, который прописан в запросе (п.

2 ст. 7 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ).

Еще перед ответом на запрос советуем проверить, соответствует ли он закону. Для этого посмотрите мотивировку запроса и способ, которым запрос был направлен в компанию.

Еще один риск: после возбуждения уголовного дела в офисе могут провести обыск или выемку. В этом случае можно потерять доступ к своим документам на несколько месяцев или лет — до конца расследования или вступления в законную силу приговора суда. По тем документам, что не сможете представить из-за затопления, представьте пояснения.

Плюс составьте акт о затоплении. Так вы подтвердите следователям, что документы утрачены. Те документы, что можно восстановить, восстановите — запросите у контрагентов, в налоговой и пр., в банке получите копии выписок и платежных документов и пр.

Ответ: Согласно ст. 7 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» требования (запросы, поручения) сотрудника Следственного комитета, предъявленные (направленные, данные) при проверке сообщения о преступлении, проведении предварительного расследования или осуществлении других полномочий, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными и иными лицами незамедлительно или в указанный в требовании (запросе, поручении) срок.

Таким образом, при отсутствии в запросе срока исполнения требования он должен быть исполнен незамедлительно, т.е. в срок, объективно необходимый и достаточный для его исполнения (разумный срок). Умышленное невыполнение законных требований следователя влечет за собой ответственность, предусмотренную ст. 17.7 КоАП РФ.

Как только ваше заявление о совершенном преступлении было зарегистрировано, а вы получили квиток о регистрации, оперативный дежурный полицейской части, куда вы обратились, должен принять незамедлительные меры оперативного реагирования, т.е. выехать на место происшествия, принять меры к установлению лиц, причастных к преступлению, установить обстоятельства и т.д.

По каждому обращению в правоохранительные органы должно быть принято соответствующее решение.

Срок ответа на заявление в полицию – трое суток с момента регистрации. При необходимости, в случае, когда требуется дополнительная проверка, рассмотрение обращения может быть продлено до десяти суток.

По окончанию проверки и установления всех обстоятельств должно быть вынесено одно из следующих постановлений:

  • о возбуждении уголовного дела (ст.146 УПК);
  • об отказе в возбуждении;
  • о передаче материалов проверки в компетентный орган в соответствии со ст.151 УПК. Например, в СК РФ, в прокуратуру и т.д.

Запрос документов (полиция): какими актами он регулируется?

Поступил запрос от полиции о предоставлении информации, и Вы в силу тех или иных причин не рвётесь его исполнять, одновременно опасаясь последствий? Обращайтесь ко мне за помощью, и я Вам предложу возможные варианты решения проблемы.

Для начала рассмотрим правовые основания для направления запросов о предоставлении документов (информации) подразделениями МВД РФ.

Прежде всего, это ФЗ от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ «О полиции», согласно п. 4 части 1 ст. 14 которого сотрудники полиции вправе запрашивать и получать на безвозмездной основе от граждан и организаций по мотивированному запросу сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном законом порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации.

Читайте также:  Безвозмездные субсидии многодетных семей 2024 СПБ

Обращаем внимание на то, что работники полиции не вправе требовать предоставления информации и документов вне расследования или рассмотрения конкретного уголовного дела, дела об административном правонарушении или дела оперативной (доследственной) проверки. Соответственно, в поступившем запросе должны быть указаны номер либо иные сведения, которые позволили бы идентифицировать запрос как связанный с конкретным уголовным делом, делом об административном правонарушении или делом оперативной проверки (например, фамилия обвиняемого, лица, заявившего о преступлении и др.) В противном случае запрос полиции о предоставлении информации (документов) можно рассматривать как незаконный.

В литературе нередко высказывается мнение, согласно которому запрос о предоставлении документов должен быть не только законным, но и обоснованным. То есть, в запросе должно быть указано, как связана запрашиваемая информация с находящимся в производстве органа полиции конкретным делом. Конечно, было бы не плохо в целях защиты прав граждан закрепить такое положение в законе. Однако на сегодняшний день такой нормы не существует, в связи с чем отсутствие в запросе обоснования никаких правовых последствий не влечёт.

Помимо закона «О полиции», сотрудники различных подразделений МВД РФ при направлении запроса нередко ссылаются на Федеральный закон N 144-ФЗ от 12.08.1995 года «Об оперативно-розыскной деятельности». Часть 1 статьи 6 в числе прочих видов оперативно-розыскных мероприятий называет наведение справок. В ходе данного ОРМ сотрудники полиции могут получать любую информацию от граждан и организаций. Если в полученном запросе есть ссылка на данную норму, то следует рассматривать запрос о предоставлении сведений под призмой именно данного федерального закона.

При оценке законности для предоставления документов в этом случае следует прежде всего установить наличие оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, указанных в ст. 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», к которым относятся:

  1. Наличие возбужденного уголовного дела.

  2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:

    1. признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

    2. событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;

    3. лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

    4. лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

  3. Поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве.

  4. Запросы других структур, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.

  5. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренного законодательством Российской Федерации.

  6. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Как только ваше заявление о совершенном преступлении было зарегистрировано, а вы получили квиток о регистрации, оперативный дежурный полицейской части, куда вы обратились, должен принять незамедлительные меры оперативного реагирования, т.е. выехать на место происшествия, принять меры к установлению лиц, причастных к преступлению, установить обстоятельства и т.д.

По каждому обращению в правоохранительные органы должно быть принято соответствующее решение.

Срок ответа на заявление в полицию – трое суток с момента регистрации. При необходимости, в случае, когда требуется дополнительная проверка, рассмотрение обращения может быть продлено до десяти суток.

По окончанию проверки и установления всех обстоятельств должно быть вынесено одно из следующих постановлений:

  • о возбуждении уголовного дела (ст.146 УПК);
  • об отказе в возбуждении;
  • о передаче материалов проверки в компетентный орган в соответствии со ст.151 УПК. Например, в СК РФ, в прокуратуру и т.д.

Ответ на запрос ОБЭП МВД или следователя о предоставлении информации и документов.

В случае необходимости, наши адвокаты могут подготовить мотивированный ответ на запрос из полиции о предоставлении информации от имени коллегии адвокатов в Москве и других регионах и в дальнейшем вести переписку от своего имени.

Также скажем о том, что сотрудники полиции постоянно направляют запросы и получают различные варианты ответов. Многие устаревшие образцы ответов взяты напрямую в интернете. Часто предприниматели или юристы организации самостоятельно компилируют ответ, нередко пользуясь устаревшими или не совсем точными советами. Мы не в коем случае не очерняем юристов организаций. Большинство из них профессионалы своего дела, однако невозможно иметь постоянный практический опыт про всем отраслям права и по всем вариантам ситуаций.

По полноте и грамотности Вашего ответа на запрос о предоставлении информации сотрудники ОБЭП и следственных органов смогут сделать однозначный вывод о том, насколько Вы и Ваши сотрудники готовы дать отпор неправомерным действиям.

При необходимости наш адвокат может приехать к Вам в офис, изучить ситуацию, подготовить индивидуальный ответ и проконсультировать по поводу подготовки к дальнейшим действиям ОБЭП (ОЭБ).

Если Вы находитесь в другом регионе, просто отсканируйте запрос и направьте нам.

Автор статьи Смоленцев С.А.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *