Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что нужно чтобы оформить инвалидность ребенку с задержкой развития». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Оформление инвалидности ребенка может быть сложным и продолжительным процессом. В этой памятке мы постараемся подсказать, как начать оформление инвалидности детям, какие документы необходимы, какие диагнозы относятся к инвалидности, а также насколько времени может занимать этот процесс.
Сколько по времени оформляется инвалидность на ребенка
Оформление инвалидности на ребенка является важным процессом, который может занимать определенное время. Сроки оформления могут различаться в зависимости от разных факторов, включая болезни, наличие необходимых документов и сложности с диагнозами.
Как правило, процесс оформления инвалидности у ребенка начинается с обращения родителей или законных представителей в социальную защиту населения или органы медицинской экспертизы. Где искать информацию и как начать процесс оформления инвалидности можно узнать у юристов или специалистов в данной области, а также на сайтах организаций, которые занимаются вопросами инвалидности детей.
Оформление инвалидности требует предоставления ряда документов, которые подтверждают наличие определенного состояния здоровья ребенка. Какие именно документы необходимо предоставить зависит от причин и характера болезни, которая стала основанием для оформления инвалидности. Это могут быть результаты медицинских обследований, заключения врачей, результаты лабораторных анализов и другие.
По завершении подачи всех необходимых документов и прохождения медицинской экспертизы, начинается процесс рассмотрения заявления о признании ребенка инвалидом. Обычно этот процесс занимает некоторое время, которое может варьироваться в зависимости от множества факторов.
В некоторых случаях решение о признании ребенка инвалидом может быть принято в течение нескольких месяцев, а иногда и быстрее. Однако, иногда процесс оформления может затягиваться, особенно если возникают сложности с диагнозами или не хватает документов для подтверждения инвалидности.
Важно заметить, что процесс оформления инвалидности на ребенка до 18 лет в разных регионах и странах может различаться. Чтобы сократить время ожидания и избежать возможных трудностей, рекомендуется обратиться к юристам или специалистам, которые помогут вам правильно заполнить документы и предоставить все необходимые сведения.
В итоге, сколько времени займет оформление инвалидности на ребенка, зависит от конкретной ситуации. Важно быть готовым к тому, что процесс может занять продолжительное время, особенно в сложных случаях. Но подсказала юрист Красовская, что если все необходимые документы и результаты медицинских обследований уже подготовлены и доступны, а также если диагнозы ребенка однозначно указывают на наличие инвалидности, то процесс оформления может занимать меньше времени.
Понятие «ограниченные возможности здоровья»
Обучающийся с ОВЗ — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ст. 2 ФЗ-273).
Статус ребенка с ОВЗ присваивается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).
В ПМПК входят: учитель-дефектолог (сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, врач-психиатр, врач-невролог.
К группе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ст. 79 ФЗ-273) относятся дети с нарушениями слуха, зрения, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, с расстройствами аутистического спектра, с задержкой психического развития, умственной отсталостью и другие. Исчерпывающего перечня заболеваний, при наличии которых обучающиеся признаются лицами с ОВЗ, нет.
Категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки зрения собственно ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального органа — ПМПК.
Правовой статус обучающихся лиц с ОВЗ
1. К обучающимся с ОВЗ с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости запрещено применять меры дисциплинарного взыскания.
2. Педагогические работники обязаны учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ОВЗ, взаимодействовать по этому вопросу с медицинскими организациями.
3. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ОВЗ определяются уполномоченными органами власти (Министерство просвещения РФ совместно с Минтрудом РФ).
4. Обучающиеся с ОВЗ, проживающие в образовательной организации, находятся на полном государственном обеспечении. Не проживающие в такой организации обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
5. Органы исполнительной власти субъектов РФ обеспечивают получение профобучения обучающимися с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости), не имеющим школьного образования.
6. При получении образования обучающимся с ОВЗ бесплатно предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков (мера является расходным обязательством субъекта РФ).
7. Государство обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Источники:
Конституция Российской Федерации (ст. 43, 55)
Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 03.05.2012 № 46-ФЗ (ст. 24);
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273 (в частности, статья 79);
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ (в частности, статья 19);
Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2015 года N 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации „Доступная среда“ на 2011-2020 годы»;
«Межведомственный комплексный план по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ на период до 2020 года», утвержденный заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец 7 февраля 2018 г. № 987п-П8;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»;
Приказ Минтруда России от 10 декабря 2013 г. № 723 «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями».
Действия после получения статуса инвалида с ЗПР
1. Получение медицинских документов
После оформления инвалидности ребенка с ЗПР, вам необходимо обратиться в медицинское учреждение, где вам сообщат, какие документы необходимо предоставить. Обычно это медицинское заключение с подробным описанием заболевания и состояния ребенка, а также другие сопутствующие медицинские документы.
2. Обращение в социальное учреждение
Для получения необходимой поддержки и льгот ребенку с инвалидностью с ЗПР, необходимо обратиться в социальное учреждение вашего региона. Там вам помогут оформить индивидуальный план реабилитации ребенка и предоставить информацию о доступных продуктах и услугах для детей с инвалидностью.
3. Регистрация в Федеральной службе по труду и занятости
Приобретение статуса инвалида с ЗПР у ребенка также предоставляет определенные льготы в области трудоустройства и профессиональной реабилитации. Для получения этих льгот необходимо зарегистрировать ребенка в Федеральной службе по труду и занятости. Там вам помогут определить дальнейшие шаги по профессиональной адаптации и выбрать подходящую программу поддержки.
4. Настройка на долгосрочное лечение и обучение
Инвалидность с ЗПР требует длительного и постоянного внимания, поэтому необходимо настроиться на долгосрочное лечение и обучение ребенка. Обратитесь к врачам-специалистам и педагогам, которые помогут вам разработать индивидуальные программы для ребенка и предоставят необходимую информацию о методах и средствах поддержки.
5. Участие в реабилитационных мероприятиях и группах поддержки
Адаптация и поддержка детей с инвалидностью с ЗПР происходит интерактивно. Поэтому важно активно участвовать в реабилитационных мероприятиях и группах поддержки для обмена опытом, получения новых знаний и практической помощи.
Алгоритм проведения всех необходимых действий может различаться в разных регионах. Поэтому рекомендуется обратиться в местное социальное учреждение или консультироваться с юристом, чтобы узнать о возможных особенностях и требованиях вашего региона.
Диагностика нарушений речи
Диагноз «ЗРР» (задержка речевого развития) могут поставить логопед-дефектолог и детский невролог.
Первый шаг специалистов должен быть направлен на выявление умственной отсталости или аутизма. Если возникли какие-то подозрения, ребенка отправляют на консультацию к психиатру и при подтверждении нарушений начинают лечение.
Если проблема в слухе — назначают консультацию у отоларинголога и сурдолога, который в случае необходимости поможет подобрать подходящий слуховой аппарат.
Невролог может назначить дополнительные обследования:
- электроэнцефалография (ЭЭГ);
- ультразвуковая допплерография (УЗДГ);
- МРТ или КТ головного мозга.
Собираясь на заседание комиссии МСЭ, нужно приготовиться к тому, что очередь окажется длинной. Бюро МСЭ каждый день принимает большой поток людей, поэтому разумно брать с собой питье и легкий перекус, детское питание для грудного малыша и какие-нибудь развлечения вроде книги или игрушки.
В составе комиссии МСЭ должно состоять не менее 4 врачей, имеющих специализацию по педиатрии. Также заявитель может пригласить любого другого специалиста медицинского профиля, но лишь с совещательной функцией. Окончательное решение принимают члены комиссии, осмотрев ребенка и внимательно изучив всю приложенную документацию.
Если комиссия посчитает недуг ребенка достаточно серьезным, то присваивает ему статус «ребенок-инвалид». Группа инвалидности детям не устанавливается: причина этого в том, что группа отражает прежде всего снижение способности трудиться, а дети еще не являются трудоспособными.
В этот же день родители получают ИПР — индивидуальную программу реабилитации, где указываются все процедуры, занятия и технические средства реабилитации, которые можно будет бесплатно получать для малыша.
Документальным подтверждением инвалидности становится розовая справка МСЭ, эти бумаги имеют строгую отчетность и выдаются родителям под подпись. Справку МСЭ лучше сразу же предъявить в ближайшее отделение Пенсионного Фонда и ОСЗН для начисления пенсии и коммунальных льгот.
Розовая справка МСЭ,
При появлении сомнений члены комиссии могут попросить пройти дополнительные диагностические процедуры. Соглашаться ли на это — выбор родителей.
Такой вариант замедляет процесс оформления, но зато повышает шансы в итоге получить инвалидность.
Почему может потребоваться помощь ЦПМПК
Представьте себе ситуацию: в детском саду ребенок говорит гораздо хуже своих сверстников. В группе из 28 детей у воспитателя и няни не хватает времени на ребенка, с которым никто не общается. Он ни с кем не играет, на групповых занятиях не успевает за другими детьми, потому что привык к неспешному темпу индивидуальных занятий с мамой, где все внимание — только ему. Или представьте младшего школьника, который физически не может усидеть за партой 30 минут, и информация, которую дает учитель, звучит для него на такой запредельной скорости, что он попросту ничего не успевает понять. Это не нарушение интеллекта. Просто другой темп. Другой уровень восприятия.
Иногда родители считают, что дети с задержкой речи должны находиться в среде более развитых сверстников, чтобы подсознательно тянуться за ними. Для некоторых ребят это — настоящая школа выживания, где результатом является не только подтягивание речи и уровня развития до нормы (причем не всегда), но и зашкаливающий уровень стресса каждый день.
Другие выбирают более мягкий способ — коррекционные учебные заведения. Не нужно пугаться слова «коррекционный». К примеру, что такое коррекционный детский сад? Это группа из 4–7 человек, где воспитатель и его помощник, помимо общих занятий, успевают позаниматься персонально с каждым ребенком. Это постоянный личный контроль. Это обязательные дополнительные занятия и обследования штатных специалистов: логопеда и психолога. Это возможность получить официальную отсрочку поступления в школу до 8 лет.
Конечно, никто не вправе диктовать родителям, как поступить со своим ребенком. Можно только посоветовать, как это делает Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия (ЦПМПК), которую проходят, если сомневаются, что ребенку подходит посещаемое им учебное заведение.
Какие выплаты положены ребенку инвалиду
Ребенку положена пенсия по инвалидности (ст. 11 закона «О государственном пенсионном обеспечении» от 15.12.2001 №166-ФЗ). В 2019 году ее размер составил 12 082,6 рублей. Для получения пенсии необходимо обратиться с заявлением в пенсионный фонд. Для родителей, которые не имеют возможность работать назначено пособие — 5500 рублей (указ Президента России №175 от 26.02.2013).
Также для ребенка-инвалида предусмотрено ежемесячное пособие до совершеннолетия на приобретение товаров для детей, продуктов детского питания и специальных молочных продуктов. Пособие назначается по заявлению одного из родителей независимо от дохода семьи. Заявление направляется в отделение соц. защиты. Начисляется навесь срок инвалидности с первого дня, но не позднее шести месяцев. Сумма пособия в 2019 году составляет 6850 рублей.
Условия присвоения инвалидности
Нарушения функций организма выражаются в разной степени.
Степень выраженности |
Объем нарушения |
Диапазон отклонения, % |
Причина нарушения |
---|---|---|---|
I |
Незначительный |
10-30 |
Болезни, травмы, дефекты |
II |
Умеренный |
40-60 |
|
III |
Выраженный |
70-80 |
|
IV |
Значительный |
90-100 |
Необходимым критерием для получения инвалидности является 2 и выше степень выраженности нарушений состояния здоровья в диапазоне от 40 до 100%.
Отличие ЗПР от умственной отсталости
Дифференциальную диагностику этих двух состояний можно провести с 5-5.5 лет. То есть получается, что до 5 лет врачи (неврологи, психиатры) на практике пишут в заключении «ЗПР», а далее уже выставляется диагноз (помним, что по текущей международной классификации болезней ЗПР не является медицинским диагнозом).
Для того, чтобы достоверно отделить УО от ЗПР, необходимо провести диагностику с помощью детского теста Векслера. Существуют и другие диагностические инструменты, которые помогают «измерить» степень и структуру задержки развития психики, но на текущий момент только по Векслеру есть четкая градация: при УО ребенок набирает менее 69 баллов. При этом оптимально проводить тестирование в возрасте около 8 лет. Как на практике, так и по результатам теста, есть «прослойка» детей, которые имеют достаточно грубую задержку развития на церебрально-органической почве, но тем не менее еще не относятся к категории УО.
Отличия УО от ЗПР на практике:
- Ребенок с УО не имеет познавательного интереса;
- Не переносит усвоенный материал на другой аналогичный;
- После перерыва в занятиях – «как чистый лист», то есть очень плохо усваивается то, что было пройдено, не актуализируется;
- Разница между актуальным уровнем развития и биологическим возрастом – более 2 лет;
- У детей с УО не формируется абстрактное мышление;
- Ребенок с ЗПР даёт лучшую динамику, а также успешно справляется с заданиями из «зоны ближайшего развития» с помощью взрослого;
- Игровая подача материала повышает результат у ребенка с ЗПР, в то время как при УО ребенок соскальзывает с задания в игру;
- Изобразительная деятельность у детей с ЗПР, как правило, развита лучше.
Задержка психического развития (ЗПР) представляет собой обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении. Число лиц с задержкой психического развития достигает 15-16% в детской популяции. ЗПР является в большей степени психолого-педагогической категорией, однако в ее основе могут лежать органические нарушения, поэтому данное состояние также рассматривается медицинскими дисциплинами – прежде всего, педиатрией и детской неврологией.
Поскольку развитие различных психических функций у детей происходит неравномерно, обычно заключение «задержка психического развития» устанавливается детям-дошкольникам не ранее 4-5 лет, а на практике — чаще в процессе школьного обучения.
Статья 25: устанавливает категории инвалидности и определяет понятие «инвалид ребенок».
Статья 26: описывает процесс и порядок определения инвалидности ребенка с ЗПР. В ней указываются требования к медицинским документам, необходимым для подтверждения диагноза.
Статьи 27-29: регулируют льготы и компенсации, предоставляемые ребенку с ЗПР и его родителям. Здесь указывается перечень мер социальной поддержки и права на получение дополнительных услуг и ресурсов.
Статья 30: устанавливает права родителей ребенка с ЗПР на получение информации, консультации и содействие в оформлении инвалидности.
Статья 31: жизненно важна для ребенка с ЗПР, поскольку она гарантирует право на образование и индивидуальную программу обучения, а также запрещает дискриминацию на основе инвалидности.
Эти законодательные акты определяют основные права и льготы, которые гарантируются ребенку с ЗПР и его семье. Правильное оформление инвалидности согласно этим актам является важным шагом для получения социальной поддержки и обеспечения полноценного развития ребенка.
Собираясь на заседание комиссии МСЭ, нужно приготовиться к тому, что очередь окажется длинной. Бюро МСЭ каждый день принимает большой поток людей, поэтому разумно брать с собой питье и легкий перекус, детское питание для грудного малыша и какие-нибудь развлечения вроде книги или игрушки.
В составе комиссии МСЭ должно состоять не менее 4 врачей, имеющих специализацию по педиатрии. Также заявитель может пригласить любого другого специалиста медицинского профиля, но лишь с совещательной функцией. Окончательное решение принимают члены комиссии, осмотрев ребенка и внимательно изучив всю приложенную документацию.
Если комиссия посчитает недуг ребенка достаточно серьезным, то присваивает ему статус «ребенок-инвалид». Группа инвалидности детям не устанавливается: причина этого в том, что группа отражает прежде всего снижение способности трудиться, а дети еще не являются трудоспособными.
В этот же день родители получают ИПР — индивидуальную программу реабилитации, где указываются все процедуры, занятия и технические средства реабилитации, которые можно будет бесплатно получать для малыша.
Документальным подтверждением инвалидности становится розовая справка МСЭ, эти бумаги имеют строгую отчетность и выдаются родителям под подпись. Справку МСЭ лучше сразу же предъявить в ближайшее отделение Пенсионного Фонда и ОСЗН для начисления пенсии и коммунальных льгот.
Алгоритм получения инвалидности для детей с ЗПР
Оформить инвалидность ребенку с ЗПР – задача сложная. Для этого вам придется собрать множество документов и пройти обследования, доказывающие, что заболевание проявилось в степени, не позволяющей пациенту интегрироваться в общество. Поэтому будьте готовы к сложной, длительной процедуре, состоящей из множества этапов.
Алгоритм оформления инвалидности ребенку с ЗПР:
- Посещение невролога или педиатра для получения направления в психоневрологический диспансер.
- Встаньте на учет в ПНД. Для этого необходимо пройти обследование у нескольких докторов: психиатра, психолога, логопеда.
- На протяжении полугода посещайте занятия в ПНД, встаньте на очередь в специализированное учебное заведение.
- Проходите дополнительное обследование по направлению от психиатра ПНД. При подтверждении ранее установленного диагноза, назначается более полное исследование здоровья пациента. Цель которого – установление причин возникновения, степени тяжести заболевания.
- Психиатр выдает направление на обследование на инвалидность со списком необходимых к посещению врачей. Параллельно сдаются анализы для выявления ранее незамеченных отклонений.
- Характеристика на ребенка берется в посещаемом образовательном учреждении (детский сад, школа). Если малыш не был нигде зарегистрирован, то в характеристике нужды нет.
- Проходится ПМПК (часто прохождение этой комиссии автоматическое перед поступлением в детский сад или школу). Вам нужна будет заверенная копия заключения с печатью.
- Собирается папка документов для подачи в ПНД. Вам понадобятся заключения медицинских обследований, копии паспортов родителей, свидетельство о рождении ребенка, его СНИЛС, полис.
- После предоставления справок и заключений врачу ПНД, время ожидания вызова на комиссию составляет в среднем 2 недели. Если по истечении этого срока вам не позвонили, поинтересуйтесь вызовом самостоятельно.
- При прохождении комиссии вам понадобятся, кроме уже озвученных документов, СНИЛС родителей и сведения о прописке ребенка. Врачи изучают собранные ранее медицинские формуляры и справки, осматривают ребенка и выносят решение о назначении инвалидности. Кроме того, родителям выдается «План реабилитации» в соответствии с которым предоставляется возможность воспользоваться услугами необходимых докторов.
- Делаете специальную карту в банке, берете выписку с уточнением, что счет необходим для получения пенсии и льгот, так как если при ЗПР положена 1 группа инвалидности, то кроме пенсионных выплат, вы так же сможете оформиться по уходу за ребенком и получать дополнительное пособие. Для этого необходимо дополнительно посетить Центр занятости населения.
- Затем посещаете со всем пакетом бумаг пенсионный фонд. Там проходите процедуру назначения пенсии и специальных пособий, дающих выгоду. Это право льготного проезда, поездки в санатории, получение лекарств. Получаете пенсионное удостоверение.
- Посещаете МФЦ для того, чтобы заказать Детскую карту.
- Еще раз посещаете ПФ, чтобы забрать справку, дающую право на получение льгот.
В 2018 г. был расширен перечень заболеваний, по которым может быть установлена бессрочная или срочная инвалидность на длительный период (от 5 лет). В частности, установление инвалидности бессрочно могут повлечь следующие заболевания:
- хромосомные аномалии (в т. ч. синдром Дауна),
- цирроз печени,
- слепоглухота, глухота, слепота,
- ДЦП,
- фенилкетонурия.
На 5 лет теперь устанавливается инвалидность не только детям с лейкозами и злокачественными новообразованиями, но и при других болезнях, включая пороки развития челюстно-лицевой области, сколиоз, аутизм.
При 1-м медосвидетельствовании детей с тромбоцитопенией, сахарным диабетом инвалидность присваивается вплоть до наступления ребенку 14 лет.
Имеется перечень заболеваний, при которых МСЭ проводится заочно.:
- болезни, влекущие повышенное артериальное давление, провоцирующие осложнения со стороны ЦНС;
- болезни органов дыхания с выраженными дефектами дыхательных функций;
- сахарный диабет с множественными функциональными нарушениями;
- стенокардия 4 кл. и пр.
Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.
Подписывайтесь на наши обновления!