Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Движимое имущество предприятий: облагается ли налогом в 2024 году?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Под термином «движимое имущество» в хозяйственном обиходе понимаются объекты, свободно перемещающиеся (транспортные средства) либо переносимые (иные предметы) в пространстве. Но подобная характеристика неточна.
Новая схема рассмотрения документов по имущественным налогам
С января 2024 года начнут действовать новые рекомендации по рассмотрению ИФНС документов в части налогообложения недвижимого имущества, транспорта и земельных участков организаций.
По новым правилам, указанным в письме ФНС от 29.08.2023 № БС-4-21/11027@, все документы по имущественным налогам компания сможет подавать в любую ИФНС. К исключениям относится уведомление о порядке сдачи декларации по налогу на имущество.
Если налогоплательщик направит документ в ИФНС, которая не имеет полномочий для рассмотрения вопроса, его переадресуют в нужную налоговую инспекцию.
Для каждого из документов определены особенности их рассмотрения. Например:
- Если ИФНС рассмотрела заявление о предоставлении налоговой льготы и согласна с ним, она пересчитает налог, а компания получит соответствующее уведомление. При отрицательном решении налоговая инспекция оповестит компанию, направив сообщение.
- Когда ИФНС рассмотрит пояснение к сообщению об исчисленных налогах, компания получит уведомление с информацией о том, что обоснования приняли или отклонили.
Иные способы налоговой оптимизации
Размер налога на имущество зависит от балансовой стоимости основных средств и способен повышаться при каждой покупке дополнительных активов либо при их модернизации. Из-за этого немалому количеству фирм трудно уплачивать большой налог на имущество в срок, создавая бреши в бизнесе. Оптимизация налога на имущество представляет собой сложность, так как данная выплата является «прямой». Иными словами, этот налог не может быть снижет на суммы определенных вычетов. Также подчеркнем, что список льготников по нему сильно ограничен.
Когда в качестве объекта налогообложения рассматриваются транспортные средства, то, помимо налога на имущество, организация должна вносить транспортный налог. А значит, происходит несоблюдение прав налогоплательщиков, связанное с двойным налогообложением одних объектов.
Исходя из всего сказанного, получается, что законная оптимизация налога на имущество организации сегодня оказывается единственным эффективным способом его сокращения.
В этом случае у налогоплательщиков есть несколько возможностей для оптимизации. Благодаря им, любое предприятие способно серьезно снизить налоговый гнет.
Нужно ли платить налог на движимое имущество в 2023 году
С начала 2018 года принятием закона № 335-ФЗ от 27.11.2017 движимое имущество компаний вновь стало объектом налогообложения, хотя до этого времени предприятия освобождались от уплаты налога на движимое имущество, учтенное в качестве ОС после 01.01.2013.
Согласно требованиям обновленной ст. 380 НК РФ и введенной ст. 381.1 НК РФ, льгота по налогу на движимое имущество предприятий, относящееся к амортизационным группам с третьей по десятую, уже не применялась. По-прежнему не облагалось лишь движимое имущество, относящееся к первым двум амортизационным группам Классификатора ОС (пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ).
Но уже в следующем 2019 году в связи с введением в действие Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 302-ФЗ движимое имущество было исключено из состава объектов налогообложения по налогу на имущество организации.
Согласно этому законодательному акту, с 1 января 2019 года база по налогу на имущество определяется по каждому объекту недвижимого имущества компании и имущества, входящего в состав объектов Единой Системы Газоснабжения (ЕГС). Снижение налоговой нагрузки было произведено с целью содействия развитию предпринимательства в РФ.
Что изменилось в уплате налога на имущество при ЕСХН
Как мы помним, до недавнего времени производители сельскохозяйственной продукции, выбравшие для налогообложения систему ЕСХН, были полностью освобождены от уплаты налога на имущество организаций. Что касается выбравших такой режим индивидуальных предпринимателей, они должны были оплатить налог на имущество физлиц только с той недвижимости, которая не служила им для их деятельности. С 01.01.2018 года положение несколько изменится: налоговая нагрузка на сельскохозяйственный бизнес возрастает.
В пункте 3 статьи 346.1 Налогового кодекса России говорится о том, что отныне предприниматели на ЕСХН становятся плательщиками налога на имущество. Не оплачивать его разрешено лишь со следующих объектов:
- непосредственно применяющихся для производства профильной (сельскохозяйственной) продукции;
- используемых для первичной и промышленной переработки полученной продукции;
- нужных для оказания услуг производителями сельхозтоваров.
Эти условия одинаковы как для организаций, так и для сельхозпроизводителей — ИП.
Перечень движимого имущества
Что считается категорией собственности, которая больше не облагается налогами, можно узнать из противоположного определения — недвижимость. К последней, согласно 130 статье ГК РФ, относят объекты, которые нельзя оторвать от земли и переместить без потери основных свойств:
- участки
- здания, в том числе недостроенные
- недра
- самолеты и корабли, подлежащие государственной регистрации
- космические объекты
- машино-места
Вся остальная собственность, как утверждает 2 пункт указанной статьи, является движимым имуществом. Закон особо оговаривает, что является движимым имуществом акция, облигация, иная ценная бумага, деньги. О налоге на подобные объекты в 2020 году можно забыть. Но освобождение предусмотрено для юридических лиц.
Какие решения выбрать предприятиям для оптимизации налогообложения
Первым решением является использование налоговых льгот и налоговых льготных режимов. Предприятия должны внимательно изучить законодательство, чтобы узнать о возможности применить льготные условия при определенных условиях. Налоговые льготы могут относиться к разным аспектам деятельности предприятия, включая инвестиции, экологические проекты, научно-техническую деятельность и другие.
Вторым решением является использование системы налогообложения, которая позволяет снизить налоговую нагрузку. Например, предприятия могут использовать упрощенную систему налогообложения для малого бизнеса, которая предоставляет льготы инициативным предпринимателям. Кроме того, существуют различные режимы налогообложения, такие как единый налог на вмененный доход или патентная система налогообложения, которые также могут снизить налоговую нагрузку на предприятие.
Третьим решением является эффективное управление расходами. Предприятия должны тщательно контролировать и анализировать свои расходы, чтобы оптимизировать затраты и снизить налоговую базу. Оперативное управление и распределение расходов позволяют уменьшить налогооблагаемую прибыль и снизить налоговые выплаты. Кроме того, предприятия могут рассмотреть возможность использования амортизации или списания расходов для оптимизации налоговой базы.
Наконец, предприятия могут применять международные стратегии налогообложения, чтобы уменьшить налоговую нагрузку. Это включает в себя выбор оптимальных международных юрисдикций, использование двойных налогообложений и применение международных соглашений для избежания двойного налогообложения. Международные стратегии могут быть сложными и требуют специальных знаний, но могут существенно снизить налоговую нагрузку на предприятие.
В целом, предприятиям следует тщательно изучить свою налоговую ситуацию и применять различные решения для оптимизации налогообложения. Каждое предприятие имеет свои особенности и потребности, поэтому важно провести анализ и выбрать наиболее эффективные решения для себя.
Налог на движимое имущество организаций в 2024 году для юридических лиц: изменения
В 2024 году предполагаются изменения в налоговом законодательстве, касающиеся налога на движимое имущество организаций для юридических лиц. Новые правила будут вступать в силу с начала следующего года и представляют собой существенные изменения по сравнению с действующей системой налогообложения.
Одним из важных изменений является введение новых правил определения стоимости движимого имущества организаций. Вместо стоимости, основанной на первоначальной стоимости приобретения, будет использоваться рыночная стоимость имущества на момент уплаты налога. Это позволит учесть инфляционные процессы и актуализировать налоговую базу.
Кроме того, введены новые нормы налогового вычета. Юридическим лицам будет предоставляться возможность учесть затраты на поддержание и обслуживание движимого имущества при определении налоговой базы. Это включает затраты на техническое обслуживание, страхование и другие расходы, связанные с использованием имущества в хозяйственной деятельности организации.
Особенности оценки движимого имущества
Одной из особенностей оценки движимого имущества является необходимость учитывать его фактическое состояние и технические характеристики. Состояние имущества и его работоспособность влияют на его стоимость. Поэтому при оценке следует принимать во внимание возраст, износ, наличие повреждений и техническую исправность объекта.
Для оценки движимого имущества также используется сравнительный подход. Этот метод основывается на анализе рыночных цен на аналогичное имущество. При этом учитываются различные факторы, которые могут влиять на стоимость, например, региональные особенности или особенности использования объекта.
Для более точной оценки движимого имущества может применяться стоимостный метод. Он предполагает определение стоимости имущества на основе его первоначальной стоимости, учета потерь стоимости со временем и применения коэффициентов, учитывающих инфляцию или изменение цен на рынке.
Ответственность за неуплату налога
Как и за неуплату любого налога за неуплату налога на движимое имущество подвергается ответственности.
Вид ответственности | Нормативный акт | Наказание |
Налоговая | НК РФ | На сумму неуплаченных авансовых платежей штрафы не начисляют (п. 3 ст. 58).
Штраф составит 20% от суммы недоимки, при умышленной неуплате – 40% (ст. 122). |
Административная | КоАП РФ | Неуплата налога из-за нарушения правил бухучета (искажение более 10%), штраф – от 2000 до 3000 руб. (ст. 15.11). |
Уголовная | УК РФ | Штраф, принудительные работы и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, арест, лишение свободы (ст. 199 и 199.1) |
На основании НК РФ требование об уплате штрафов ФНС направляет в течение 20 рабочих дней с даты принятия решения на основе результатов налоговой проверки.
Расчет налога на имущество по кадастровой стоимости
В качестве эксперимента с 2018 года в Ульяновской области принято решение рассчитывать ставку, исходя не из инвентаризационной, но из кадастровой стоимости. Этот показатель более приближен к рыночной стоимости основных средств. Уточнить его можно, перейдя на сайт Росреестра (подробнее об этом мы писали в статье) . При переходе на такую систему расчета предлагают применять понижающие коэффициенты.
Таблица 2. Коэффициенты понижения ставки налога на имущество по годам
Год по счету, с начала действия Закона | Размер коэффициента |
Первый | 0,2 |
Второй | 0,4 |
Третий | 0,6 |
Четвертый и последующие | 0,8 |
Какие изменения ждут налогоплательщиков в 2024 году?
В 2024 году налогоплательщики могут столкнуться с некоторыми изменениями в налогообложении имущества организаций. Новые правила коснутся различных видов имущества и могут повлиять на сумму налога, который придется уплачивать.
Одно из основных изменений, которое вступит в силу с 1 января 2024 года, это расширение перечня имущества, попадающего под налогообложение. Теперь к уже существующим видам имущества будут добавлены такие объекты, как интеллектуальная собственность и коммерческая недвижимость. Это означает, что организации, владеющие этими видами имущества, будут обязаны уплачивать налог на их стоимость.
Кроме того, изменится порядок определения налогооблагаемой базы. Вместо текущего метода оценки стоимости имущества налоговые органы будут использовать отчеты о финансовых результатах организаций. Такой подход позволит более точно определить стоимость имущества и избежать предполагаемых злоупотреблений.
Для упрощения процедуры уплаты налога будет введена электронная система подачи деклараций. В новой системе налогоплательщики смогут заполнить и отправить декларацию онлайн, что значительно упростит процесс и сократит время, затраченное на составление и сдачу бумажной декларации.
Для осуществления контроля за исполнением налоговых обязательств введутся новые механизмы и технологии, такие как анализ «больших данных» и контроль через сеть за предоставлением отчетности. Это позволит налоговым органам более эффективно выявлять случаи налоговых нарушений и сократить возможность недобросовестных действий со стороны налогоплательщиков.
Правила оценки имущества
Для определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в 2024 году применяются определенные правила оценки имущества. Оценка имущества проводится на основе его кадастровой стоимости, которая устанавливается соответствующим органом государственной власти.
Кадастровая стоимость имущества определяется на основании факторов, включающих в себя такие характеристики, как местоположение объекта недвижимости, его площадь, техническое состояние и другие параметры. Важно отметить, что кадастровая стоимость не должна быть выше рыночной стоимости имущества.
При оценке имущества, включая земельные участки, строения, сооружения и другие объекты, учитывается их физическое состояние, возраст, функциональное назначение и другие факторы. В случае отсутствия кадастровой стоимости, она устанавливается органом оценки имущества на основе методов и процедур, предусмотренных законодательством.
При изменении количества, качества или состава имущества организации, а также при возникновении новых объектов недвижимости в течение года, составляется новая оценка имущества. Налогоплательщик обязан представлять актуальную информацию о своем имуществе и осуществлять перерасчет налоговой базы исходя из новых оценочных параметров.
В случае возникновения споров о кадастровой стоимости имущества, налогоплательщик имеет право обжаловать решение органа государственной власти, устанавливающего кадастровую стоимость, в порядке, предусмотренном законодательством.
Налог на имущество организаций в 2024 году
Ставка налога на имущество организаций определяется на муниципальном уровне и может варьироваться в зависимости от региона и вида имущества. В связи с введением изменений в налоговое законодательство, в 2024 году ожидается ряд изменений в системе налогообложения этого вида активов.
Однако, существуют некоторые способы уменьшить ставку налога на имущество организаций. Во-первых, можно воспользоваться различными налоговыми льготами и освобождениями, предусмотренными законодательством. Например, организации, занимающиеся инновационной деятельностью, могут быть освобождены от уплаты налога на имущество в течение определенного периода времени.
Во-вторых, организация может провести правильную оценку своего имущества и оптимизировать его стоимость, что в свою очередь может снизить налогооблагаемую базу и в результате ставку налога. Это может быть осуществлено путем выбора адекватной методики оценки, учета амортизации и других факторов.
Налог на имущество организаций в 2024 году имеет свои особенности и требует внимательного изучения и понимания. Организации, стремящиеся уменьшить ставку налога и оптимизировать свои налоговые платежи, должны быть внимательными к действующему законодательству и вовремя применять соответствующие меры по управлению своим имуществом.
Введение нового налога на имущество организаций в 2024 году привело к изменению многих правил его взимания. Вот основные из них:
1. Налоговая база
Налоговая база для расчета налога на имущество организаций включает все объекты, принадлежащие организации на праве собственности, аренды или иному законному основанию. Это могут быть земельные участки, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие активы.
2. Кадастровая стоимость
Расчет налога на имущество организаций производится на основе кадастровой стоимости имущества. Кадастровая стоимость определяется органами государственной кадастровой оценки и устанавливается для каждого объекта отдельно. Она выполняет роль ориентира для определения налоговой ставки и суммы налога.
3. Налоговая ставка
Налоговая ставка на имущество организаций определяется региональными органами власти, но не может превышать установленного законодательством максимального уровня. Она выражается в процентах и применяется к кадастровой стоимости имущества. Налоговая ставка может различаться для разных категорий объектов и организаций.
4. Сроки и порядок уплаты
Налог на имущество организаций обычно уплачивается ежегодно. В порядке и сроки уплаты налога определены налоговыми органами и может зависеть от объема имущества, его категории и других факторов. Организации обязаны своевременно подать декларацию о налоге и внести необходимую сумму налога в бюджет. Неуплата или просрочка уплаты налога влекут за собой штрафные санкции.
5. Изменения в 2024 году
С 2024 года введены новые правила взимания налога на имущество организаций. Среди их новшеств можно отметить развитие системы электронного учета и декларирования налога, более жесткие сроки уплаты и контроля со стороны налоговых органов, а также более четкую классификацию объектов на основе их функционального назначения.
Важно помнить, что налог на имущество организаций является обязательным налоговым платежом и его уплата является одной из основных обязанностей организаций. Неправильное уплата налога или нарушение правил его взимания может привести к финансовым и правовым последствиям.