Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отражение результатов налоговой проверки в бухгалтерском учете». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По результатам выездной налоговой проверки за период 2013 — 2015 гг. организации был доначислен НДС за I, II, III и IV кварталы 2014 г. в общей сумме 225 000 руб. Недоимка возникла в результате отнесения операции по оказанию услуг к операциям, не подлежащим обложению в соответствии со ст. 149 НК РФ.
Предварительные итоги
Исходя из сказанного выше, можно сделать такой вывод: у налогоплательщика есть возможность выбора, когда и в каком объеме исполнить решение, принятое по результатам налоговой проверки. При этом ему нужно учитывать следующие факторы.
Уплата доначисленного НДС (а также соответствующих пеней и штрафов) до принятия в силу итогового решения по проверке чревата отвлечением из оборота денежных сумм (размер которых зачастую бывает довольно внушительным). Возврат их (при благоприятном исходе – когда решение отменено вышестоящим налоговым органом или судом) займет некоторое время. Кстати, возврат излишне уплаченных (взысканных) налогов, пеней и штрафов производится с процентами в порядке п. 5 ст. 79 НК РФ.
Вместе с тем отсрочка исполнения решения по проверке приведет к увеличению суммы пеней.
При этом необходимо учитывать, что отсрочку на срок от двух до трех месяцев для исполнения решения по проверке даст только апелляционное обжалование. В судебном порядке в любом случае будет рассматриваться уже вступившее в силу решение по проверке. А это значит, что доначисленные НДС, пени (и, возможно, штраф) все равно придется уплатить до окончания судебного разбирательства. В противном случае они будут взысканы налоговиками в принудительном порядке (п. 4 ст. 69, п. 3 ст. 101.3 НК РФ).
Таким образом, прежде чем обжаловать решение (полностью или в части), принятое по итогам налоговой проверки, в апелляционном или судебном порядке налогоплательщику необходимо тщательно проанализировать свои шансы на успех. В любом случае досрочное исполнение решения по проверке (даже в части, которая не обжалуется) позволит минимизировать сумму пени, которая начисляется за каждый календарный день просрочки уплаты налога. Досрочное исполнение решения (в том числе частичное) не является препятствием для апелляционного обжалования. Об этом прямо сказано в абз. 3 п. 9 ст. 101 НК РФ.
Отразить как исправление ошибок
В этом случае учет зависит от двух переменных:
- период выявления ошибки,
- существенность ошибки.
Существенность ошибки | Период | |
---|---|---|
Текущий | Предшествующий | |
Существенная ошибка | Доначисление отражается 31 декабря отчетного года. | Ошибки, совершенные впрошлом периоде, но выявленные после закрытия года. Отражать проводкой Дт 84 Кт 68. |
Несущественная ошибка | Доначисление отражается 31 декабря отчетного года. | Ошибки, совершенные в прошлом периоде, но выявленные после закрытия года, нужно отразить на дату получения соответствующего решения налогового органа. Отражать проводками: Дт 91 Кт 68 (кроме налога на прибыль), Дт 99 Кт 68 (для налога на прибыль). |
Если налогоплательщик соглашается с результатами проверки, ему следует отразить их в учетных регистрах.
I. Прежде всего возникает вопрос, как отразить начисление и уплату недоимки, пени и (или) штрафа в бухгалтерском учете.
Приведем некоторые типовые проводки (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).
Вид операции |
|||
Вид платежа |
Проводка |
||
Дебет |
Кредит |
||
Начисление |
|||
Недоимка по налогу на прибыль, налогу при УСН, ЕНВД, ЕСХН |
99 |
68 |
|
Недоимка по НДС с реализации |
91-2 (90-3) |
68 |
|
Недоимка по НДС в связи с неправомерным вычетом |
Шаг 1. СТОРНО на сумму НДС, неправомерно принятого к вычету |
68 |
19 |
Шаг 2. Списана сумма НДС, неправомерно принятого к вычету |
91-2 (01, 04, 10, 20, 40, 43, 44, 90-2) |
19 |
|
Недоимка по налогу на имущество, земельному, транспортному, водному налогам |
91-2 |
68 |
|
Недоимка по ЕСН и пенсионным взносам |
91 |
69 |
|
Пени и штрафы |
99 |
68 (69) |
|
Удержание |
|||
Недоимка по НДФЛ |
70 |
68 |
|
Перечисление |
|||
Недоимка, пени, штраф |
68 |
51 |
Комментарий к ст. 100 НК РФ
Комментируемая статья регулирует составление, порядок и срок вручения акта по результатам налоговой проверки.
Статьей 100 НК РФ регламентировано оформление результатов налоговой проверки.
Пункт 1 данной статьи закрепляет обязанность составления акта выездной налоговой проверки в любом случае (в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной проверке) и обязанность составления акта камеральной налоговой проверки только в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах (в течение десяти дней после окончания проверки).
НК РФ не предусматривает составление акта по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля, а также распространение положений о представлении письменных объяснений в отношении этих результатов.
Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России от 18.02.2011 N 03-02-07/1-58.
Пункт 2 статьи 100 НК РФ устанавливает требования к подписям как должностных лиц налогового органа, так и налогоплательщика (его представителя) в акте проверки.
Отсутствие в акте проверки подписей должностных лиц, проводивших проверку, является нарушением прав и законных интересов налогоплательщика, в связи с которым решение налогового органа, принятое по результатам выездной налоговой проверки, подлежит признанию недействительным.
Равным образом подписание акта проверки лицом, не проводившим данную проверку, противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы налогоплательщика, прежде всего право налогоплательщика на проведение налоговой проверки и оформление ее результатов в установленном законом порядке.
Данный вывод подтверждается судебной практикой (см. Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 09.03.2011 N А29-4799/2010 и ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.05.2010 N А58-7038/09).
Исчерпывающий перечень сведений, которые подлежат указанию в акте проверки, приведен в пункте 3 статьи 100 НК РФ.
Налоговый орган, в случае выявления нарушений налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, обязан составить акт камеральной налоговой проверки, в котором помимо прочего обязан указать выявленные нарушения законодательства о налогах и сборах, а также указать суммы налогов (сборов) и пеней, рекомендуемых к взысканию.
В Постановлении ФАС Московского округа от 22.06.2012 N А40-77391/11-99-349 указано, что в соответствии с пунктом 3 статьи 100 НК РФ все обстоятельства (установленные факты) со ссылкой на подтверждающие документы указываются в акте проверки.
В связи с чем в решении налогового органа не может быть изложено иных обстоятельств, иного расчета и иного правового обоснования, кроме тех, которые были отражены в акте налоговой проверки.
Пункт 3.1 данной статьи определяет, какие документы подлежат и не подлежат приложению к акту проверки.
ВАС РФ в решении от 24.01.2011 N ВАС-16558/10 указывает, что данной нормой для налогового органа введена обязанность, ранее отсутствовавшая в НК РФ и заключающаяся в том, что к акту налоговой проверки, экземпляр которого передается проверяемому налогоплательщику, прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.
Следовательно, налоговый орган обязан в силу прямого указания в НК РФ без обращения к нему проверяемого налогоплательщика направлять с актом проверки документы, подтверждающие факт налогового правонарушения, и выписки из них в случаях возникновения необходимости сохранения охраняемой законом тайны.
Как отмечено в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.11.2012 N А19-17630/2011, с момента введения в действие положений пункта 3.1 статьи 100 НК РФ инспекция обязана в силу прямого указания в НК РФ без обращения к ней проверяемого налогоплательщика направлять с актом проверки документы, подтверждающие факт налогового правонарушения, и выписки из них в случаях возникновения необходимости сохранения охраняемой законом тайны. Такими документами могут выступать: копии документов, которые непосредственно являются доказательствами нарушений, выявленных в ходе проверки; материалы, собранные при проверке (протоколы допросов свидетелей, письменные ответы контрагентов налогоплательщика на запросы, ответы нотариуса и т.п.).
Судом установлено, что налоговый орган в нарушение статей 100, 101 НК РФ лишил организацию возможности в полной мере реализовать свое право по защите своих интересов, а именно право на представление своих возражений и обоснований и на получение копии акта налоговой проверки со всеми прилагаемыми документами, что является в соответствии с пунктом 14 статьи 101 НК РФ безусловным основанием для отмены решения инспекции.
Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 08.11.2011 N 15726/10 для решения вопроса о допущенных инспекцией нарушениях и их влиянии на законность вынесения оспариваемого решения подлежит установлению вопрос, о каких документах и информации идет речь, каким образом подобная информация влияет на первоначальные выводы налогового органа, зафиксированные в акте выездной налоговой проверки.
Формы акта выездной (повторной выездной) налоговой проверки, акта камеральной налоговой проверки, а также Требования к составлению акта налоговой проверки утверждены Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@.
НК РФ и названным Приказом ФНС России не предусмотрено обязательное указание в акте выездной налоговой проверки подстрочных пояснений.
На это указано в письме Минфина России от 07.04.2011 N 03-02-08/40.
Обязанность налогового органа по передаче акта налоговой проверки налогоплательщику регулируется пунктом 5 статьи 100 НК РФ.
Когда решение по проверке вступает в силу?
Согласно п. 9 ст. 101 НК РФ итоговое решение по налоговой проверке вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения налогоплательщику (или его представителю). Отсчет этого срока начинается со следующего дня после вручения решения, а истекает в соответствующее дате вручения число следующего месяца. К примеру, если решение было вручено налогоплательщику 16 декабря 2015 года, то оно вступит в силу 17 января 2016 года. Но это в общем случае.
Если налогоплательщик намерен обжаловать в апелляционном порядке решение, принятое по результатам проверки, сроки вступления его в законную силу будут иными (п. 9 ст. 101, ст. 101.2 НК РФ). В части, в которой решение не отменено и не обжаловано, – со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе. Если апелляционная жалоба оставлена управлением без рассмотрения, решение по проверке вступает в силу со дня принятия управлением соответствующего решения, но не ранее истечения срока подачи указанной жалобы.
Сначала вас обрадуем: по налогам, доначисленным инспекторами по итогам проверки (выездной или камеральной), подавать уточненные декларации/расчеты не нужн№ АС-4-2/12705 Ведь ошибки нашли не вы, а налоговики.
О том, что такое оценочные обязательства и как их надо отражать в бухгалтерском учете, читайте:
Теперь немного огорчим — нельзя учесть в расходах сумм
- доначисленного налога на прибыль/налога при УСН/ЕНВД/НДФЛ;
- пеней и штрафов.
А вот доначисленные налоги, которые учитываются при налогообложении (налог на имущество, транспортный, земельный налоги, а также другие налоги, которые в принципе разрешено учитывать), включают в расходы:
- организации на ОСН — на дату вступления в силу решения по проверк Если потом какие-либо суммы будут отбиты в суде, то их надо включить во внереализационные доходы на дату вступления в силу судебного решени
- предприниматели на ОСН — на дату уплаты (взыскания налоговой инспекцией) налого
- организации и предприниматели на УСН — на дату уплаты (взыскания инспекцией) налого
Что же касается доначисленных сумм НДС, то возможность их учета в «прибыльных» или «НДФЛьных» (для ИП) расходах зависит от причины доначисления. По мнению проверяющих, нельзя учесть в расходах:
- НДС, который вы не начислили при реализации.
По мнению ВАС и арбитражных судов, НДС, доначисленный налоговиками с реализации, можно учесть в прочих расходах. Ведь получается, что этот НДС:
- покупателю не выставлялся/не предъявлялся, а значит, на него не распространяется ограничение п. 19 ст. 270 НК РФ;
- исчислен в соответствии с законодательством, будет уплачен за счет собственных средств организации и, следовательно, экономически обоснован.
Сколько «стоит» налоговая проверка?
Любая налоговая проверка — это испытание для налогоплательщика, которое часто оборачивается взысканием значительных сумм недоимки по налогу, начислением пени, а в некоторых случаях и штрафами. Получить представление об этих суммах можно из официальных данных ФНС.
Каждый год Федеральная налоговая служба готовит доклад о результатах проведения контроля за бизнесом. В 2016 году эффективность одной выездной налоговой проверки выросла, по сравнению с прошлым годом, на 54% и составила 13,7 млн рублей. Для сравнения, в 2013 году сумма была почти в 2 раза меньше — 7,1 млн рублей. Налоговые органы считают, что риск-ориентированный подход к проведению проверок сказывается положительно, ведь количество выездных проверок снижается, а их результативность растет.
Когда решение по проверке вступает в силу?
Согласно п. 9 ст. 101 НК РФ итоговое решение по налоговой проверке вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения налогоплательщику (или его представителю). Отсчет этого срока начинается со следующего дня после вручения решения, а истекает в соответствующее дате вручения число следующего месяца. К примеру, если решение было вручено налогоплательщику 16 декабря 2015 года, то оно вступит в силу 17 января 2016 года. Но это в общем случае.
Если налогоплательщик намерен обжаловать в апелляционном порядке решение, принятое по результатам проверки, сроки вступления его в законную силу будут иными (п. 9 ст. 101, ст. 101.2 НК РФ). В части, в которой решение не отменено и не обжаловано, – со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе. Если апелляционная жалоба оставлена управлением без рассмотрения, решение по проверке вступает в силу со дня принятия управлением соответствующего решения, но не ранее истечения срока подачи указанной жалобы.
Когда решение по проверке вступает в силу?
Согласно п. 9 ст. 101 НК РФ итоговое решение по налоговой проверке вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения налогоплательщику (или его представителю). Отсчет этого срока начинается со следующего дня после вручения решения, а истекает в соответствующее дате вручения число следующего месяца. К примеру, если решение было вручено налогоплательщику 16 декабря 2015 года, то оно вступит в силу 17 января 2016 года. Но это в общем случае.
Если налогоплательщик намерен обжаловать в апелляционном порядке решение, принятое по результатам проверки, сроки вступления его в законную силу будут иными (п. 9 ст. 101, ст. 101.2 НК РФ). В части, в которой решение не отменено и не обжаловано, – со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе. Если апелляционная жалоба оставлена управлением без рассмотрения, решение по проверке вступает в силу со дня принятия управлением соответствующего решения, но не ранее истечения срока подачи указанной жалобы.
Таким образом, при подаче апелляционной жалобы решение по итогам проверки вступит в законную силу только со дня, когда оно было утверждено вышестоящим налоговым органом (или с даты принятия нового решения по проверке[1]). Поэтому налогоплательщик вправе не исполнять решение нижестоящего налогового органа (ст. 101.2 НК РФ). И такая отсрочка может продлиться до трех месяцев. Она складывается из (п. 9 ст. 101, п. 6 ст. 140 НК РФ):
- месяца, отведенного для подачи апелляционной жалобы. Подать жалобу в силу п. 8 ст. 6.1 НК РФ можно до 24 часов последнего дня срока (например, по каналам ТКС). К примеру, если решение было вручено налогоплательщику 16 декабря 2015 года, то жалоба может быть подана до 24 часов 16 января 2016 года;
- месяца, в течение которого должно быть принято решение по апелляционной жалобе;
- месяца, на который может быть продлен срок для принятия решения по жалобе.
Как видим, налогоплательщик на законном основании может отстрочить выполнение решения, принятого по итогам налоговой проверки. Но у этой выгоды есть обратная сторона.
Проводки при начислении налога на прибыль в 1С:Бухгалтерия 8
Какие проводки используются в 1С:Бухгалтерии при начислении налога на прибыль организаций.
Порядок отражения операций по начислению налога на прибыль зависит от того применяет ли организация ПБУ 18/02 (учет расчетов по налогу на прибыль организаций) или нет.
Если организация применяет ПБУ 18/02, то при выполнении регламентной операции — расчет налога на прибыль, налог на прибыль автоматически начисляется проводками по дебету счету 68.04.2 (расчет налога на прибыль) и кредиту счету 68.04.1 (расчеты с бюджетом). С распределением в федеральный и региональный бюджеты.
Уменьшение сумм, причитающихся к уплате в бюджет отражается сторнировочной записью с одновременным распределением по бюджетам.
Счет 68.04.2 (расчет налога на прибыль) также используется при выполнении расчетов по ПБУ 18/02. Например, при погашении отложенных налоговых активов; при погашении отложенных налоговых обязательств; при определении условного расхода по налогу на прибыль или при определении условного дохода по налогу на прибыль. После выполнения регламентных операций, расчет налога на прибыль и расчет отложенного налога по ПБУ 18/02, счет 68.04.2 ежемесячно закрывается.
Проанализируем кредитовый оборот счета 68.04.1 по виду платежа налог (взносы) начислено/уплачено за первый квартал.
Он совпадает с суммой исчисленного налога на прибыль указанной в строке 180 листа 02 декларации по налогу на прибыль, а также с суммой текущего налога на прибыль, указанного в отчете о финансовых результатах.
Теперь посмотрим, как начисляется налог на прибыль, если организация не применяет положение ПБУ 18/02.
Когда решение по проверке вступает в силу?
Согласно п. 9 ст. 101 НК РФ итоговое решение по налоговой проверке вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения налогоплательщику (или его представителю). Отсчет этого срока начинается со следующего дня после вручения решения, а истекает в соответствующее дате вручения число следующего месяца. К примеру, если решение было вручено налогоплательщику 16 декабря 2015 года, то оно вступит в силу 17 января 2016 года. Но это в общем случае.
Если налогоплательщик намерен обжаловать в апелляционном порядке решение, принятое по результатам проверки, сроки вступления его в законную силу будут иными (п. 9 ст. 101, ст. 101.2 НК РФ). В части, в которой решение не отменено и не обжаловано, – со дня принятия вышестоящим налоговым органом решения по апелляционной жалобе. Если апелляционная жалоба оставлена управлением без рассмотрения, решение по проверке вступает в силу со дня принятия управлением соответствующего решения, но не ранее истечения срока подачи указанной жалобы.