Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как зарегистрировать самодельный прицеп для легкового автомобиля в ГИБДД в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Основными требованиями при регистрации будет являться соответствие самодельного транспортного устройства нормам безопасности. Все агрегаты должны пройти необходимую проверку, а сами узлы должны быть изготовлены из сертифицированных материалов.
Можно ли регистрировать
Прицеп, как и любое транспортное средство, должен пройти государственную регистрацию. Сам процесс регистрации практически не отличается и регламентируются теми же правилами, что и регистрация прицепа, изготовленного на заводе. Но для проведения полноценной регистрации ТС потребуется паспорт тех.средства, которого у самоделки, естественно, нет.
Внимание! Для того чтобы получить документ, дающий основание для проведения постановки на учет, необходимо пройти экспертизу в лаборатории, имеющий гос. аккредитацию. Лаборатория проводит испытания и проверяет на безопасность самодельное устройство. И уже после проведения испытаний у «самоделки» может появится документ, дающий право прицепу появляться на дорогах общего пользования.
Стоит отметить, что при регистрации прицепов через портал «Госуслуги» можно получить 30% скидку на оплату пошлины. То есть общие траты на оформление в этом случае составят 1 500 рублей. Скидка действует с 2017 года по 2021.
Как уже отмечалось ранее, сама процедура постановки самодельного прицепа на учет является аналогичной регистрации автомобиля. В течение десяти суток после его приобретения гражданин должен в обязательном порядке посетить любое подразделение ГИБДД со всей вышеперечисленной документацией. После этого полицейские сотрудники проведут требуемые проверки, осмотрят средство, после чего выдадут номера с регистрационными документами. Итак, мы выяснили, можно ли зарегистрировать самодельный прицеп. Теперь рассмотрим вопрос о страховке.
Экспертиза самодельного прицепа
ГИБДД оправляет водителей в лабораторию на экспертизу. Но и тут без трудностей не обойтись. Согласно требованиям закона РФ, такая «самоделка» должна не просто соответствовать нормам и стандартам, предъявляемым к прицепам, но и иметь документы, подтверждающие происхождение деталей, из которых сделана данная модель. Именно поэтому многие мастера, не позаботившиеся о решении вопроса с регистрацией прицепа заранее, не могут оформить паспорт транспортного средства. Их модели, сделанные своими руками, не отвечают предъявляемым требованиям. В лабораторию необходимо предоставить документы, подтверждающие происхождение большинства деталей, используемых при создании прицепа. Все эти элементы должны производиться заводами, что сразу же ставит конечную стоимость продукта на более высокий уровень. Узловые соединения, цена на которые высока, изготовить своими руками можно, но такой прицеп регистрацию просто не пройдет. Важно знать, экспертизу в испытательной лаборатории оплачивает владелец прицепа. Установленную сумму нужно заплатить заранее. Решение о несоответствии представленного образца техническим требованиям и положенному уровню безопасности не отменяет необходимости оплаты. В случае отказа деньги автолюбителю не вернут. Многие мастера попадают в очень сложную ситуацию, если приобретают нужные элементы на заводах, а не делают вручную, но не сохраняют документы. Без чеков и паспортов на все необходимые части регистрация самодельного прицепа в гибдд не пройдет удачно. Почему предъявляются такие жесткие требования? Проблема в том, что многие автолюбители собирают прицепы из «подручных материалов», что сказывается на качестве и безопасности этих «самоделок». В итоге на дорогах оказываются потенциально опасные модели, у которых в любой момент могут, например, отказать тормоза. Все это неизменно приведет к аварии с возможными жертвами. Именно поэтому ГИБДД внимательно следит за всеми документами, поступающими от владельцев сделанных вручную прицепов.
Требования к автоприцепу для регистрации
Чтобы оформить самодельный прицеп, само транспортное средство должно соответствовать требованиям безопасности, установленным Техническим регламентом Таможенного Союза ТР ТС 018/2011. Этот документ принят и утвержден Решением Комиссии ТС №877 в 2015 году и действует по сегодняшний день.
Проверять безопасность ТС будут в экспертной лаборатории. Специалисты обращают внимание на следующие характеристики:
- надежность устройства сцепки;
- наличие (отсутствие) сигналов освещения и их работоспособность;
- исправность тормозной системы;
- соответствие колесных шин и дисков сезону;
- присутствие средств пожарной безопасности и пр.
Данным Техрегламентом запрещается изготовление транспортных средств из бывших в употреблении компонентов, но с оговоркой. Если ТС производится для личного пользования, то его вполне можно собирать из б/у частей. То есть, вам ничего не мешает собрать прицеп из б/у компонентов, а затем зарегистрировать его в установленном законодательством порядке, но только в том случае, если вы делаете ТС для себя, а не для продажи.
Кузьма Петрович — фермер. У него есть УАЗ и «ГАЗель», но нужен еще прицеп — сено для коз, например, в УАЗ не загрузишь, а гонять «ГАЗель» жалко.
Покупать прицеп Кузьме Петровичу дорого и неинтересно. Лучше сварить самому, тем более в сарае и рама имеется — от старого «Москвича».
Сотрудники ГИБДД на вопрос, как зарегистрировать самодельный прицеп для легкового автомобиля, ответили: никак. На самом деле поставить самоделку на учет, конечно, можно. Но нужно запастись терпением и действовать последовательно.
Чтобы успешно пройти регистрацию, транспортное средство должно отвечать правилам безопасности. За прицеп заводского изготовления отвечает производитель. Безопасность самодельного доказывается через экспертизу.
Пройти экспертизу можно в любом центре с госаккредитацией. В Москве это, например, НАМИ. Порядок действий следующий:
- Обратиться к ГИБДД за направлением на экспертизу.
- Пройти экспертизу. Если в ходе испытаний выяснится, что какой-то узел не отвечает стандартам — переделать и пройти заново.
- Сдать результаты экспертизы в ГИБДД. Получить номера и свидетельство регистрации, а также ПТС и VIN, который гравируется на самом прицепе или на металлической пластине. Ее нужно будет приварить к прицепу.
Зарегистрированный самодельный прицеп с документами можно использовать самому или продавать. Никаких проблем при продаже не возникнет.
30-летний опыт сварки подсказывал Кузьме Петровичу, что из стального листа и уголка он сделает не прицеп, а конфетку. Но здравый смысл убедил сначала почитать автофорумы: оценят ли эксперты плод его технической фантазии?
Прицеп, полностью изготовленный своими руками, легализовать очень сложно: эксперты будут проверять каждую деталь. Некоторые детали самому и не сделать (рессоры, амортизаторы). Их покупают в автомагазинах.
На экспертизу предъявляют не только сам прицеп, но и:
- чеки на купленные детали и материалы;
- сертификаты на узлы и детали (входят в комплект документации при продаже);
- квалификационное удостоверение сварщика, варившего конструкцию;
- подробное описание конструкции;
- четыре фотографии прицепа со всех сторон, формат — 10×15 см.
Можно ли регистрировать
Прицеп, как и любое транспортное средство, должен пройти государственную регистрацию. Сам процесс регистрации практически не отличается и регламентируются теми же правилами, что и регистрация прицепа, изготовленного на заводе. Но для проведения полноценной регистрации ТС потребуется паспорт тех.средства, которого у самоделки, естественно, нет.
Внимание! Для того чтобы получить документ, дающий основание для проведения постановки на учет, необходимо пройти экспертизу в лаборатории, имеющий гос. аккредитацию. Лаборатория проводит испытания и проверяет на безопасность самодельное устройство. И уже после проведения испытаний у «самоделки» может появится документ, дающий право прицепу появляться на дорогах общего пользования.
Из видео вы узнаете как зарегистрировать самодельный прицеп:
Как проводится экспертиза
Если конструкция уже собрана, регистрация самодельного прицепа начинается с посещения отделения ГИБДД.
В ГИБДД вам выдадут направление в аккредитованную лабораторию.
Суть экспертизы заключается в том, чтобы проверить все узлы, компоненты и детали автоприцепа на предмет соответствия в нашем случае российским нормам и стандартам. Это не просто геометрические пропорции, но и прочность деталей, качество сборки, работоспособность световой техники и многое другое. Фактически самоделка должна быть идентичной прицепу, который выпускается в заводских условиях, и придерживается всех стандартов качества.
Есть еще один момент.
Помимо соответствия нормам, к прицепу прилагаются документы на используемые детали.
Если узловые соединения сделать своими руками, это 100% гарантия того, что сертификат соответствия вы не получите.
Потому нужно использовать готовые комплектующие.
Процедура регистрации включает 4 этапа:
- обращение в МРЭО;
- подача заявки;
- получение результатов;
- регистрация ТС.
Теперь про каждый шаг подробнее.
Регистрация самодельного прицепа для легкового автомобиля
Регистрация самодельных прицепов осуществляется на основании общего перечня предоставляемых документов, за исключением свидетельства о классификации прицепа. Свидетельство о безопасности конструкции, выданное специализированным аккредитационным центром, заменяет ТД на самодельные прицепы. Этот орган должен иметь разрешение на данный вид деятельности, выданное Федеральной службой по аккредитации.
Перед выдачей сертификата проводится экспертиза специалистом. Эксперт «проверяет» требования, установленные Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 018/2011 О безопасности колесных транспортных средств.
Если выводы экспертизы положительные, то полученное свидетельство о конструкции служит основанием для государственной регистрации прицепа в инспекции по безопасности дорожного движения. Данный документ изготавливается в стандартном формате с различными степенями защиты. Каждое такое свидетельство имеет уникальный государственный номер.
Раздел 2.1.1 Правил дорожного движения требует от водителей иметь при себе документы на автомобиль и прицеп и предъявлять их для проверки по требованию сотрудника полиции.
Бывают форс-мажорные ситуации, когда документы остаются в другом месте. Кто-то случайно взял их, забыл дома и оставил на даче. Однако это не означает, что их вообще не существует.
Такая ситуация подпадает под статью 12.3 КоАП «Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения». Данное правонарушение предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей (о санкциях для водителей, не имеющих документов, предусмотренных Правилами дорожного движения, читайте здесь). Из этой статьи вы можете узнать, как долго можно законно управлять транспортным средством без прав, страховки и лицензионного движения) .
Дополнительно могут быть применены меры в виде отстранения от управления прицепом и его размещения. Об этом говорится в статье 27.13 Кодекса об административных правонарушениях РФ «Задержание транспортного средства».
Надо ли регистрировать прицеп для легкового автомобиля?
Определение прицепа дано в п. 1.2 правилах дорожного движения. Это транспортное средство без двигателя, которое может быть использовано совместно с механическим транспортным средством (например, легковым автомобилем или самоходной машиной).
Правила регистрации ТС и прицепов к ним устанавливаются Приказом МВД России от 26.06.2018 № 399, из чего следует, что эксплуатация прицепа, не прошедшего государственную регистрацию в общеустановленном порядке, запрещена.
Пункт 3 Постановления Правительства от 12.08.1994 № 938 обязывает владельца прицепа зарегистрировать его в ГИБДД в 10-дневный срок от даты приобретения. При этом законодательный акт не устанавливает какие-либо ограничения по массе, размеру, назначению и производителю. Никакой вид прицепа не освобожден от постановки на учет.
Регистрация самодельного прицепа: порядок действий
Автоприцеп может быть собран самостоятельно, но тоже должен быть оформлен в Госавтоинспекции. Обязательный документ – технический паспорт. Агрегаты, изготовленные самостоятельно, техпаспортов не имеют. Это усложняет задачу автомобилисту и продлевает процесс постановки на учет. Перед обращением в МРЭО владелец должен получить свидетельство, подтверждающее безопасность эксплуатации самодельного транспортного средства на дорогах.
Необходимо обратиться в специализированный сертификационный центр, предоставить прицеп для осмотра и тестирования. Специалисты проверяют ТС и выдают заключение. Если транспорт безопасен, его направляют на технический осмотр, выдают свидетельство и допуск к эксплуатации. Только после этого можно подавать заявление в ГАИ на регистрацию автоприцепа.
Почему выгоднее поставить на учет прицеп через портал Госуслуги
Главное преимущество постановки автоприцепа на учет с помощью портала Госуслуги – это предоставляемая здесь 30 % скидка, предоставляется скидка до 1 января 2019 года. Разница существенная. Порядок получения указанной скидки описан ниже на снимке экрана с сайта Госуслуги.
Порядок получение скидки на оплату государственной пошлины
Второе по значимости преимущество – удобство и быстрота оформления документов на автоприцеп. Процедура выполняется в месте доступа интернет-сети: дома, на работе, в общественном месте вроде городского кафе. При этом она не занимает много времени, потому что заполнение заявления понятно и в какой-то мере интуитивно.
При регистрации прицепа через Госуслуги онлайн-номер очереди приема в ГИБДД оформляется автоматически. Потому онлайн-пользователю портала не придется выстаивать в ожидании намеченного часа. Решение о выдаче регистрационного свидетельства на автоприцеп принимается практически моментально. А постановку на учет может выполнить представитель по нотариально заверенной доверенности.
Основные требования для регистрации самодельного прицепа
Чтобы экспертиза выдала акт заключения о надлежащем качестве самодельного прицепа необходимо быть максимально осведомленным, каким параметрам он должен отвечать.
- Необходимо придерживаться четких габаритов, которые не должны превышать таких параметров, как: длина – 12 м, высота – 4 м, ширина – 2.5 м. Автопоезд не должен в общем превышать длину в 18.3 м.
- Легкие прицепы должны иметь массу не более 750 кг. В тормозной системе для такого транспортного средства нет необходимости. Средние прицепы должны иметь массу не более 3 500 кг. В таком случае они должны быть оснащены инертными тормозами. Максимальный вариант прицепа должен иметь массу не более 10 000 кг, с тормозами постоянного действия.
- Обратите внимание, что колеса в самодельном прицепе должны быть строго одинаковыми, и не выступать за общие габариты прицепного устройства. На средних и больших прицепах колеса должны меняться в зависимости от сезона, точно также, как и в любом автомобиле.
Как оформить самодельный прицеп для легкового автомобиля
На первом этапе Вам необходимо получить идентификационный номер (VIN), т.к. по закону каждое транспортное средство обязано иметь идентификационный номер (VIN). В России для этого существует организация — НАМИ (Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт). Предоставить запрос в эту организацию Вы можете лично или по эл. почте, располагается она в г. Москва. Вам нужно предоставить заявку установленной формы, копию (или скан) паспорта (страница 2,3 и 5), а также 2 фотографии транспортного средства (вид спереди и вид сбоку).Стоит отметить, что процедура присвоения VIN номера — платная. При положительном результате идентификации транспортного средства, НАМИ выдаст «свидетельство о присвоении идентификационного номера (VIN)».
Еще почитать: При Аресте Кассы Юридического Лица Судебными Приставами Можно Ли Выплачивать Заработную Плату
После небольшого перерыва мы продолжаем публиковать для Вас интересные статьи и заметки на тему автопутешествий и домов на колесах. Сегодня мы затронем, интересующий многих наших читателей вопрос: «Как зарегистрировать самодельный прицеп или «дом на колесах»? Некоторые будущие «домовладельцы» не желают покупать автоприцепы или кемперы «заводского» изготовления, а хотят изготовить их самостоятельно. После изготовления, возникает вопрос постановки его на учет, для того чтобы на законных основаниях эксплуатировать его по дорогам общего пользования.