Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на авто Казахстан в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Помимо официального сайта KGD.GOV есть и другие приложения, с помощью которых легко узнать сумму задолженности. Скачайте мобильное приложение E-Salyq Azamat. Перейдите в раздел «Налоговый кошелек» из личного кабинета. Подходит в том случае, если вы знаете сумму оплаты. Чтобы войти в приложение номер телефона должен быть зарегистрирован в базе по ИНН. Эта мера необходима для безопасности данных.
Пример расчёта налога за 2022 год для легкового авто (задачка в три действия)
Дано: вам необходимо уплатить налог на легковой автомобиль, с объёмом двигателя 2300 см³.
|
|
|
|
|
Налоговые ставки на легковые авто с объемом двигателя более 3000 куб.см, произведенных или ввезенных в Казахстан после 31 декабря 2013 года
Объем двигателя, куб.см |
Налоговая ставка в МРП |
От 3 000 до 3 200 включительно |
35 |
От 3 200 до 3 500 включительно |
46 |
От 3 500 до 4 000 включительно |
66 |
От 4 000 до 5 000 включительно |
130 |
От 5 500 |
200 |
Казахстанцы должны стать автомобильной нацией
Известный экономист и автолюбитель Рустем Жансеитов предлагает изменить систему налогообложения на транспорт и пересмотреть ценообразование продукции автопрома. В частности, он считает оптимальной формулу, при которой налог на транспорт входит в стоимость топлива.
«Думаю, самый справедливый подход в формировании транспортного налога – это включение обязательных платежей в стоимость бензина. Тот, кто больше ездит, больше тратит горючего, должен и платить больше. Это мотивировало бы автовладельцев пересесть на более экономичные модели авто. А это очень актуально для нашей страны. Мне, вообще, обидно, что в то время, когда в Европе к 2035 году полностью планируют прекратить производство автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС), Казахстан продолжает превращаться в свалку старых машин, ухудшая и без того сложную экологическую обстановку в республике. Смысл внутреннего производства автомобилей всегда в том, чтобы цены на них были ниже мировых. У нас этого нет, хотя на поддержку отечественного автопрома ежегодно тратятся многомиллиардные бюджетные средства. И это какой-то абсурд. Нужно пересмотреть всю схему ценообразования автомобилей и методику расчета суммы первичной регистрации, утильсбора и всех других видов обязательных платежей в сторону снижения, потому что у нас очень дорогие машины», – отметил он.
При наличии огромной территории казахстанцы, по словам Рустема Жансеитова, давно уже должны были стать автомобильной нацией, как американцы или канадцы.
Покупка б/у автомобиля в Казахстане
Автомобили с пробегом в Казахстане можно приобрести с рук или в автосалоне. Во втором случае машина, скорее всего, будет ввезена в страну по льготным таможенным ставкам, поэтому если ее покупателем окажется гражданин РФ, при вывозе авто в Россию он обязан будет доплатить до полной суммы растаможки, чтобы авто получило статус товара Евразийского экономического союза.
Если же покупку б/у или нового автомобиля в салоне совершит резидент Казахстана, то для покупателя из России формально его покупка будет осуществляться уже с рук, а сам автомобиль будет иметь статус товара ЕЭС.
Данная схема на сегодня является действующей, но все же «серой», поэтому 100-процентной гарантии, что она будет работать на протяжении всего 2024 года, на сегодня не может дать ни один эксперт.
Налоговый период в Казахстане – что это?
Ст. 217 НК РК установлено, что если физическое лицо в течение любых 12 месяцев (скользящий отрезок) провело в РК суммарно 183 дня, которые при разрывах пребывания в РК подсчитываются простым математическим сложением, включая дни приезда и отъезда, то такое физическое лицо признается налоговым резидентом РК для текущего налогового периода, в котором накопились тем самые 183 дня пребывания в РК.
Налоговым периодом, при исчислении налоговыми агентами (работодателями, банками, брокерами) индивидуального подоходного налога (ИПН) с доходов, подлежащих налогообложению у источника выплаты, является календарный месяц (ст. 354 НК РК).
Налоговым агентом, будет применяться скользящий 12-месячный период, так как налоговый агент должен определять налоговый статус физического лица, на каждую дату выплаты ему дохода, суммарно подчитывая 183 дня присутствия в РК, по крайней мере до получения работником документа подтверждающего налоговый статус в РК, что позволит работодателю быть в безопасности и применять налоговые вычеты без ограничений.
Если физическое лицо самостоятельно декларирует и исчисляет индивидуальный подоходный налог (ИПН) с доходов которые получены в РК и за пределами РК, то налоговым периодом для исчисления ИПН является календарный год (ст. 361 НК РК), то есть с 01 января по 31 декабря, в общем-то как в РФ.
Другими словами, если физическое лицо приехало в РК осенью 2022 г. при этом не обращалось с заявлением о выдаче РПП (ВНЖ), то такое физическое лицо, для целей самостоятельного декларирования ИПН в РК по истечении 183 дней пребывания в РК, весной 2023 г., будет признано налоговым резидентом РК на весь 2023 г. (текущий налоговый период), если проведет в РК с 01 января 2023 г. по 31 декабря 2023 г. + 183 дня.
Что касается трудовых отношений или гражданско-правовых отношений с налоговыми агентами РК, то пониженные ставки ИПН и возможность налоговых вычетов появится только с весны 2023 г. когда истекут те самые 183 дня пребывания нерезидента в РК, до этого момента доходы будут облагаться ИПН без вычетов.
Общеустановленный режим налогообложения (ОУР) в Казахстане
Общеустановленный режим налогообложения (ОУР) является базовым налоговым режимом на который попадают все ИП / ТОО после первичной регистрации, а также в случаях добровольного прекращения применения СНР, например при превышении оборота или при не соответствии условиям применения режима, в том числе в случаях выявления нарушений применения СНР налоговыми органами РК.
Объектом обложения ИП / ТОО на ОУР является разница между доходами и расходами, при этом отсутствуют ограничения по оборотам, сотрудникам и видам деятельности как на СНР. Налоговый период на ОУР календарный год, но есть и ежеквартальная отчетность.
Налогоплательщик применяющий ОУР имеет выбор, встать на учет по НДС или не вставать до достижения определенного лимита по оборотам 20 000 МРП (69 000 000 ₸/ год.), аналогично режиму СНР, так как НДС прямо не привязан к режиму налогообложения в Казахстане.
Сводная таблица налога на транспорт РК
Объект налогообложения | Налоговая ставка (МРП) |
Легковые автомобили со следующей градацией по объему двигателя (куб. см): | |
до 1 100 включительно | 1 |
свыше 1 100 до 1 500 включительно | 2 |
свыше 1 500 до 2 000 включительно | 3 |
свыше 2 000 до 2 500 включительно | 6 |
свыше 2 500 до 3 000 включительно | 9 |
свыше 3 000 до 4 000 включительно | 15 |
свыше 4 000 | 117 |
Грузовые, специальные автомобили со следующей градацией по грузоподъемности (без учета прицепов): | |
до 1 тонны включительно | 3 |
свыше 1 тонны до 1,5 тонны включительно | 5 |
свыше 1,5 до 5 тонн включительно | 7 |
свыше 5 тонн | 9 |
Тракторы, самоходные сельскохозяйственные, мелиоративные и дорожно-строительные машины и механизмы, специальные машины повышенной проходимости и другие автотранспортные средства, не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования | 3 |
Автобусы со следующей градацией по количеству посадочных мест: | |
до 12 посадочных мест включительно | 9 |
свыше 12 до 25 посадочных мест включительно | 14 |
свыше 25 посадочных мест | 20 |
Мотоциклы, мотороллеры, мотосани, маломерные суда со следующей градацией по мощности двигателя: | |
до 55 кВт (75 лошадиных сил) включительно | 1 |
свыше 55 кВт (75 лошадиных сил) | 10 |
Катера, суда, буксиры, баржи, яхты со следующей градацией по мощности двигателя (в лошадиных силах): | |
до 160 включительно | 6 |
свыше 160 до 500 включительно | 18 |
свыше 500 до 1 000 включительно | 32 |
свыше 1 000 | 55 |
Летательные аппараты | 4% от МРП с каждого киловатта мощности |
Железнодорожный тяговый подвижной состав, используемый: для вождения поездов любых категорий по магистральным путям; для производства маневровой работы на магистральных, станционных и подъездных путях узкой и (или) широкой колеи; на путях промышленного железнодорожного транспорта и не выходящий на магистральные и станционные пути |
1% от МРП с каждого киловатта общей мощности транспортного средства |
Моторвагонный подвижной состав, используемый для организации перевозок пассажиров по магистральным и станционным путям узкой и широкой колеи, а также транспортные средства городского рельсового транспорта | 1% от МРП с каждого киловатта общей мощности транспортного средства |
Налоговые ставки для легковых авто с объемом более 3 000 куб. см, появившихся в РК после 31.12.2013
Объем двигателя, куб. см |
Ставка в месячных расчетных показателях |
3 000 – 3 200 |
35 |
3 200 – 3 500 |
46 |
3 500 – 4 000 |
66 |
4 000 – 5 000 |
130 |
Свыше 5 000 |
200 |
Кто платит налог, а кто – не платит?
Согласно Налоговому кодексу страны, плательщиками налога являются физлица и юрлица, которые имеют в собственности, либо на правах управления транспортные средства.
При этом законодательство предусматривает льготы для отдельных категорий граждан. В частности, освобождены от уплаты налога компании-производители сельхозпродукции, а также руководители хозяйств. Им не нужно платить налог с техники, которая используется для производства продукции.
Также не платят налоги на транспорт структуры государства и учебные заведения, предназначенные для получения среднего образования. Общественные организации инвалидов освобождены от уплаты в отношении 1 автобуса и 1 легковушки с объемом до 3 000 куб. см.
Льготы по оплате налога имеют участники и инвалиды ВОВ, герои СССР и соцтруда, матери со званием «Мать-героиня», лица, получившие национальные ордены, звания. Для них действует освобождение от уплаты налога в отношении одного транспортного средства. Если у граждан обнаружится нескольких автомобилей, то льготу можно получить по машине, которая предусматривает наибольший размер налога.
Налоги платить нужно с любых транспортных средств, кроме автосамосвалов с возможностью подъема на борт более 40 тонн, автомобилей медиков, судов, автомобилей, которые уже облагаются налогом на имущество.
В некоторых случаях закон позволяет приостановить начисление налога. Это случится, если, например, автомобиль гражданина был похищен. По бумагам гражданин все еще является собственником, однако по факту транспортное средство находится в руках похитителей.
Чтобы налоговые органы перестали начислять налог на период розыска транспортного средства, необходимо наличие сведений, которые подтверждают факт начала уголовного дела по делу о похищении. Такие сведения обычно передают налоговикам структуры, отвечающие за регистрацию автомобилей.
Точкой отсчета для остановки начисления налога станет дата начала дела о похищении. Как только дело будет закрыто и соответствующие органы передадут сведения налоговикам, те вновь начнут начислять налог.
Нововведения в государственную политику
В 2024 году Казахстан представил ряд нововведений в государственную политику, направленных на улучшение экономической ситуации страны и оптимизацию налоговой системы. Одним из ключевых изменений стало введение новых налогов на транспорт.
Правительство РК определило, что начиная с 2024 года, владельцы автомобилей будут обязаны уплачивать налог на транспорт, который будет рассчитываться исходя из различных факторов, таких как мощность двигателя, тип транспортного средства и пробег. Для упрощения процесса уплаты налога будет разработана электронная система, позволяющая владельцам автомобилей быстро и удобно расчитывать и оплачивать налог.
Также в 2024 году будет введен налог на экологическую безопасность транспортных средств. Владельцы автомобилей, имеющих высокий уровень выбросов вредных веществ, будут обязаны уплачивать дополнительный налог на охрану окружающей среды. Эта мера позволит стимулировать владельцев автомобилей выбирать более экологически чистые модели и способствовать снижению загрязнения атмосферы.
Еще одним нововведением в государственную политику стало введение налоговых льгот для владельцев электромобилей и гибридных автомобилей. Владельцы этих транспортных средств будут освобождены от уплаты налога на транспорт в течение определенного периода времени. Это решение способствует популяризации экологически чистых автомобилей и развитию альтернативной энергетики в стране.
Общий объем средств, полученных от новых налогов на транспорт, будет направлен на развитие инфраструктуры, модернизацию дорог, строительство парковок и введение новых транспортных услуг. Это позволит улучшить мобильность граждан, снизить автомобильные пробки и повысить качество городского транспорта.
Последствия и перспективы
Введение новой системы налогообложения транспорта в Республике Казахстан имеет как положительные, так и негативные последствия. После внедрения изменений в налоговый кодекс возможно увеличение доходов бюджета и обеспечение финансовой устойчивости государства.
Однако, рост стоимости налогов на транспорт может иметь прямое влияние на бюджеты обычных граждан и предпринимателей. Увеличение налогов может привести к увеличению стоимости услуг пассажирского и грузового транспорта, что в конечном итоге отразится на росте цен на товары и услуги.
Важно отметить, что изменения в системе налогообложения транспорта могут также оказать воздействие на экономическую сферу. Высокие налоговые ставки на транспорт могут стать фактором, мешающим развитию и привлечению инвестиций в транспортную отрасль страны.
Вместе с тем, нововведения в системе налогообложения транспорта могут предоставить возможности для модернизации и улучшения инфраструктуры, что в свою очередь способствует развитию отрасли. Значительные доходы от налогов на транспорт могут быть направлены на строительство и обновление дорог, развитие общественного транспорта и улучшение логистики в стране.
Налог и экологические нормы
Введение новых изменений в налоговое законодательство Казахстана касается не только размеров налога на автомобили, но и экологических норм, которые учитываются при расчете этого налога. Отказ от использования устаревших и малоэкологичных моделей автомобилей стимулирует владельцев к приобретению более экономичных и экологически безопасных машин.
Согласно новым правилам, при расчете налога на машину учитываются следующие параметры, связанные с экологической безопасностью автомобиля:
Категория транспортного средства | Ставка налога, тенге |
---|---|
Электромобили | |
Автомобили с нулевым выбросом | 200 000 |
Автомобили с выбросом до 100 г/км | 150 000 |
Автомобили с выбросом от 101 до 150 г/км | 100 000 |
Автомобили с выбросом свыше 150 г/км | 50 000 |
Таким образом, более экологически безопасные автомобили будут облагаться меньшим налогом, что позволит владельцам экономить на этой статье расходов. При этом, как видно из таблицы, самый высокий налог предусмотрен для автомобилей с наибольшим выбросом вредных веществ.
Однако, важно отметить, что размер ставок налога на экологические категории автомобилей может быть изменен в будущем в зависимости от изменения экологической ситуации и технологического прогресса в автомобильной индустрии. Поэтому владельцы автомобилей всегда должны быть готовы к возможным изменениям в требованиях и размерах налоговой ставки.
Последствия для владельцев машин
Рост размера налога возможен в связи с введением новых коэффициентов и базы налогообложения. Теперь многие факторы будут учитываться при рассчете налоговой суммы, включая технические характеристики автомобиля, его возраст, экологический класс и другие параметры. В результате, владельцы старых и менее эффективных автомобилей могут столкнуться с увеличенной налоговой нагрузкой.
Для некоторых владельцев машин также могут возникнуть сложности с оплатой налога. В случае невыплаты налоговой суммы в срок, предусмотрены штрафы и пенни. Это может привести к значительным финансовым потерям и лишению права пользоваться автомобилем до тех пор, пока налог не будет выплачен.
Дополнительные расходы на налог также могут негативно сказаться на бюджете владельцев машин. Увеличение налоговой суммы может привести к снижению располагаемого дохода и ограничить возможности для других финансовых затрат. Кроме того, повышение налога на машину может стать причиной увеличения стоимости владения автомобилем в целом, включая страховку, обслуживание и ремонт.
Таким образом, новые изменения и правила в отношении налога на машину в Казахстане в 2024 году будут иметь негативные последствия для владельцев автотранспортных средств. Повышение стоимости налога и возможные штрафы и пени могут создать финансовые трудности и ограничения для владельцев машин, а также увеличить общую стоимость владения автомобилем.
Таблицу налогов для казахстанских компаний возглавляет налог на прибыль (его также называют корпоративным подоходным налогом). Базовая ставка равна 20%.
КПН – это налог, который платят компании (ТОО, ТДО, АО и т. д.) с полученного дохода. КПН уплачивают компании-резиденты и юридические лица-нерезиденты, работающие в РК через постоянное учреждение или получающие доходы из источников в РК.
Однако налоговая система в стране предусматривает различные специальные режимы для представителей малого и среднего бизнеса, которые позволяют платить меньше.
Так, при упрощенном режиме предприниматели платят всего 3% от дохода (за полгода). Однако такая система актуальна не для любого бизнеса. На упрощенке могут работать компании, которые отвечают трем условиям:
- Их прибыль не превышает 24 038 МРП.
- Количество работников – до 30 человек.
- Компании, услуги которых не затрагивают деятельность по агентским договорам и не имеют структурных подразделений. С полным перечнем ограничений можно ознакомиться в статье 683 НК РК (пункт 2, подпункт 3).
Также можно воспользоваться режимом фиксированного вычета. Он позволяет получить вычет до 30%, но предусматривает, что все расходы будут подтверждены документально. Например, прибыль вашей организации за год составила 10 млн тенге. Документально вы подтвердили расходы в размере 5 млн тенге. В этом случае можно воспользоваться вычетом 30% от дохода – он составит 3 млн тенге. Таким образом, общая сумма (расходы + вычет) составит 8 млн тенге. Однако предприниматель может вычесть расходы только тогда, когда они не превышают 70% от дохода. 8 млн – это превышение. Значит, вычесть можно лишь 7 млн (равно 70%). Таким образом, налоговая база составит всего 3 млн тенге (10 млн минус 7 млн).
Но, конечно, и здесь есть свои ограничения. Во-первых, фиксированный вычет актуален только для бизнеса, доход которого не превышает 144 184 МРП. Во-вторых, в компании могут работать до 50 человек. Третье ограничение связано с видом деятельности – оно такое же, как и для упрощенки.
Обратите внимание, что постоянные учреждения иностранных юрлиц платят не только налог на прибыль, но также налог на чистый доход филиалов. Он составляет 15% от той суммы дохода, которая осталась после вычета корпоративного подоходного налога.
Налоги для владельцев имущества
В распоряжении бизнеса может быть разное имущество – земельные участки, строения, транспортные средства. Они также облагаются налогом:
- Земельный налог платят предприниматели, у которых есть земельные участки. У налога нет фиксированной ставки – сумма налога зависит от параметров участка.
- Налог на имущество. Распространяется на всю недвижимость – сооружения, жилые дома, здания и прочие строения. Причем налог нужно уплачивать даже в том случае, если эти активы не приносят компании прибыли. Ставка – 1,5% от среднегодовой балансовой стоимости объекта.
- Налог на транспортные средства. Распространяется на машины, которые зарегистрированы в стране. Как и в случае с земельными участками, здесь нет фиксированной ставки: она зависит от типа ТС, объема мотора и др.