Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как проводится независимая экспертиза автомобиля после ДТП по ОСАГО в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Проведение такой экспертизы может занять несколько дней. Зачастую работа длится от трёх до восьми суток. Итоговая продолжительность зависит от размера полученного ущерба. В финале обратившемуся человеку должны предоставить экспертное заключение. В этом документе отражены все детали осмотра и результаты повторной калькуляции.
Нужно ли мне обращаться за независимой экспертизой?
Настоящая независимая экспертная оценка – это та, которую может быть страхователь, то есть Вы. В этом случае эксперт подсчитывает ущерб беспристрастно и ничего не забывая скалькулировать.
Многие автолюбители считают, что обращаться за такой экспертизой необходимо сразу после проведения оценки страховой компанией – особенно, если владельцу авто не понравилось то, что эксперт от страховщика, к примеру, не снял детали кузова, чтобы посмотреть скрытые повреждения, либо есть подозрение, что тот посчитал не всё. Но это совсем нецелесообразно. Ничего не мешает подождать выплаты, чтобы ожидания подтвердились… Или опровеглись, и страховая компания выплатила достаточно и даже более того.
Таким образом, определить тот факт, нужна ли Вам вообще независимая экспертиза, можно только после того, как Вы узнаете оценённую страховщиком сумму для возмещения. Это можно сделать после факта выплаты или выдачи направления на ремонт и согласования с автосервисом работ либо с заявлением о предоставлении акта расчёта.
В случае, если Вам выдали направление на ремонт, но недостаточность денег констатирована работниками СТОА, которые просят доплатить им, то проводить в этом случае независимую оценку смысла нет. Но есть смысл требовать от страховой ремонта. Более подробно данную процедуру мы описали в статье про направление на ремонт.
Независимая оценка после дтп: что поменялось в 2020?
Поэтому, во-первых, в Федеральный закон об ОСАГО были внесены изменения о приоритете натурального возмещения через ремонт на станции страховщика над денежной выплатой.
Во-вторых, утверждённая Центробанком Единая Методика определения размера расходов на ремонт автомобиля, установила единые источники и параметры расчёта ущерба после дтп для независимых экспертиз и страховых компаний. И, наконец, появилась новая структура по урегулированию споров между пострадавшим и страховщиком, — служба финансового управляющего.
Данные нововведения должны были не только разгрузить суды от исков по ОСАГО и отбить желание предприимчивых автоюристов продолжать разорять страховые компании, но и дать возможность пострадавшему по ОСАГО при наступлении страхового события выбрать сервис страховщика, где будет качественно и без каких-либо доплат отремонтирован повреждённый в аварии автомобиль.
Как же возместить ущерб после дтп и зачем нужна независимая экспертиза автомобиля?
Постановление Конституционного Суда от 10.03.2017 года утвердило право пострадавшего по ОСАГО после получения страховой выплаты обратиться с гражданским иском в суд к виновнику дтп.
Другими словами, собственник разбитого автомобиля, получив рассчитанную по минимальную сумму компенсации, вправе провести независимую экспертизу ущерба своего имущества и предьявить свои требования к прямому ответчику по дтп.
В чем суть данного иска? Речь идёт о законном праве взыскания разницы ущерба, которую осуществил по Единой Методике ОСАГО страховщик и рассчитал независимый эксперт. Важно понимать, что право требования по гражданскому кодексу РФ предусматривает определение стоимости восстановительного ремонта авто по иным нормативным документам, которые учитывают реальные рыночные цены на ремонт, комплектующие детали и расходные материалы и могут полностью компенсировать все расходы пострадавшего. Кроме того, ст.15 ГК предусматривает полное возмещение убытков лицу, право которого было нарушено, то есть без учета износа на заменяемые запасные части. Независимая экспертиза, проведённая по утверждённой в 2019 году Министерством Юстиции Методике, позволяет нивелировать разницу между выплатой по ОСАГО и реальными затратами на ремонт автомобиля. Именно такой способ взыскания ущерба является на сегодняшний день наиболее оптимальным. Также у них нет никаких оснований для беспокойства, что после такой выплаты им «прилетит» досудебная претензия с независимой экспертизой для дальнейшего обращения в суд, поскольку все расчёты в рамках обращения по ОСАГО производятся по утверждённой Единой Методике, которая, как оказалась, совершенно не соответствует реальным рыночным расценкам на восстановление авто.
Цель проведения экспертизы
Как понятно из названия, автотехническая экспертиза при ДТП – это исследование автомобиля, иных объектов, участвующих непосредственно в аварии, а также причины произошедшего и его последствий, которое проводится либо частным специалистом, либо специализирующейся организацией. Иногда именно это мероприятие помогает понять и нарисовать истинную картину аварии, и вынести соответствующее наказание виновнику ситуации.
Чаще всего человека побуждают обратиться за автотехнической экспертизой суд, которому нужно объективное мнение произошедшего, а также страховая компания, требующая доказательств нюансов ДТП для выплаты денежной компенсации.
Самая главная и основная цель дорожно-транспортного исследования – это установить виновника и пострадавшую сторону, раскрыть все обстоятельства события для честного назначения наказания и компенсации за причинённый ущерб соответствующим лицам.
Автотехническая экспертиза при ДТП, вопросы эксперту и правильно поставленные ему задачи – это залог плодотворного осмотра. Конечно же, все вопросы будут различны в зависимости от индивидуальной ситуации. Но практика позволяет выделить наиболее частые и важные уточнения:
1. Какая была видимость на дороге?
2. Какая была траектория движения всех лиц, участвующих в аварии?
3. Находилось ли одно или несколько ТС в неподвижном состоянии, а какое авто было в движении?
4. Какие пункты ПДД могли бы помочь избежать столкновения?
5. Скорость движения всех машин и максимально допустимый и безопасный предел этого фактора?
6. В какой момент автоводители начали торможение: до удара, во время него или после?
7. Угол столкновения?
8. Какие указанные повреждения автомобиля возникли как следствие ситуации?
9. Соответствует ли принятым правилам и законам место установки дорожных указателей, а также дорожное покрытие?
10. Что стало причиной удара?
11. Кто из участников ДТП имел преимущество в движении?
12. Можно ли было избежать происшествия с помощью правильных действий водителей или ДТП случилось по неосторожности или неправомерности поведения?
13. Длина тормозного маршрута?
14. (Если причиной аварии или участником её стал пешеход.) Мог ли человек безопасно пройти дорогу, если бы авто вовремя затормозило?
15. Мог ли водитель предотвратить наезд на пешехода в силу физиологических или технических особенностей (например, человек резко прыгнул на дорогу или выбежал из-за стоячего автобуса, в такой ситуации водитель мог вовремя не среагировать либо длина необходимого тормозного пути не позволила остановиться раньше).
Получив ответы на данные вопросы, вы сможете выстроить истинную картину произошедшего события и доказать заинтересованным лицам настоящие причины аварии.
Зачем нужна независимая экспертиза по ОСАГО
Для того чтобы определить степень повреждения автомобиля после аварии страховые компании заказывают оценку у сотрудничающих с ними экспертов. Воспользовавшись своим правом выбора исполнителя, страховщики обычно делают все возможное для того, чтобы снизить размер компенсации. Решить проблему поможет независимая экспертиза по ОСАГО. Исследования проводят квалифицированные оценщики-техники, которые при выполнении поставленных задач руководствуются нормами действующего законодательства и методикой расчета компенсации по ОСАГО, разработанной РСА.
Такое исследование даст возможность:
- выяснить, насколько реально поврежден автомобиль;
- определить процент износа подлезающих замене запасных частей;
- оценить стоимость оставшихся после ДТП пригодных останков;
- проверить, действительно ли машина не подлежит восстановлению.
Благодаря независимой экспертизе автовладелец получает возможность оспорить незаконное (по его мнению) решение. Если результаты первичного и независимого исследования отличаются более чем на 10%, автоюристы рекомендуют подавать СК претензию. Если документ будет оставлен без рассмотрения, у страхователя появятся все основания для обращения в суд.
Особенности наших предложений
Адвокат по ДТП – специалист, готовый оказать всестороннюю помощь владельцам транспортных средств, попавшим в аварию. Мы понимаем, что для большинства из них процедура оформления происшествия незнакома, поэтому предоставляем квалифицированную консультацию, детально разъясняем порядок действий, права участников происшествия.
Наиболее частая проблема, с которой сталкиваются наши клиенты – заниженная сумма выплаты по ОСАГО, требующая проведения независимой экспертизы. Страховые компании, боясь потерять прибыль. Умышленно занижают суммы компенсаций. В результате озвученных ими средств не хватает для проведения полноценного ремонта. Нашим клиентам не придется самостоятельно искать специалиста, способного провести независимую оценку. Автоюристы возьмут на себя организацию экспертизы, порекомендуют техника, соответствующего всем установленным законом требованиям, проверят его документы, позволяющие заниматься данным видом деятельности и проконтролируют проведение осмотра.
Собственникам транспортных средств выгодно воспользоваться полным спектром услуг, предоставляемых адвокатами. Все проводимые нами действия детально прописываются в договоре, соответственно мы несем ответственность за их качество и соблюдение действующего законодательства Российской Федерации.
Что представляет собой независимая экспертиза после аварии и зачем ее проводить?
Для того чтобы уменьшить убытки от ДТП и сберечь собственные нервы, важно ознакомиться с основными моментами осуществления независимой оценки после аварии. Такую процедуру называют независимой экспертизой. Она представляет собой исследование поврежденного ТС сторонними организациями, проводящими оценку, которая позволяет судить о реальном ущербе, причиненном авто в результате ДТП.
Независимая оценка авто после аварии нужна, если:
- владелец машины желает уточнить правильность компенсационных выплат, осуществляемых страховой компанией при ДТП;
- имеется подозрение, что при осуществлении оценки СК не учтены какие-либо скрытые недостатки;
- собственник авто хочет узнать полную стоимость восстановительных ремонтных работ;
- автовладелец планирует направить исковое заявление в судебную инстанцию.
Как определяется стоимость независимой оценки после аварии?
На цену независимых оценочных работ влияют следующие моменты:
- Уровень повреждений машины. Цена экспертизы определяется в зависимости от уровня полученного повреждения в результате дорожно-транспортного происшествия. Чем больше повреждений, тем выше оценка независимого эксперта. Это значит, что специалист обязан не просто визуально оценить повреждения, но и сделать их фото со всех ракурсов, а также составить подробное письменное описание состояния. Помимо этого, он должен все замерить и рассчитать.
- Трудность проведения оценки. Стоимость оценочных работ определяется в зависимости от трудности их осуществления. Например, более трудное исследование, которое требует множество расчетов, обойдется гораздо дороже обычной экспертизы.
- Разновидность экспертизы. Этот момент влияет на стоимость исследования. Каждая разновидность экспертизы осуществляется конкретными способами, с применением спецоборудования. Здесь важно понимать, что если для одних видов требуются большие расчеты, то для других достаточно простого описания.
- Срочность проведения оценки. Этот момент всегда предусматривает повышение оплаты услуг. Независимая оценка эксперта также не является исключением. Любая организация, проводящая независимую оценку, самостоятельно устанавливает размер наценки за скорость работы. Обычно, она составляет примерно от 10 до 15% от общей цены заказа.
Кто оценивает ущерб при ДТП
Оценкой занимаются не сами страховые компании, а экспертные организации. Другое дело, что каждый страховщик сотрудничает со «своей» экспертной компанией. Это означает, что сумму ущерба будут считать по минимуму (а если получится – постараются её незаконно занизить).
Итак, как всё происходит?
- вы приходите в офис страховой фирмы (не позже 15 дней после аварии) и пишете заявление на получение выплаты;
- страховая компания согласовывает с вами дату и время оценочных работ (в течение 5 дней с момента обращения);
- вы предоставляете для осмотра автомобиль (либо приезжаете на нём сами, либо эксперты прибывают лично, если машина «в хлам» и для езды больше не приспособлена);
- эксперты проводят оценку повреждений автомобиля после ДТП;
- выносят заключение (его подписывают автовладелец, эксперт и представитель страховой компании) и называют сумму, в которую оценён ущерб.
После этого вы либо соглашаетесь и получаете выплату (деньги перечисляют на банковский счёт в течение 20 дней), либо возмущаетесь неприкрытой наглостью оценщиков и говорите, что такое вам должны компенсировать куда более внушительной суммой, с чем страховая компания вряд ли согласится. Остаётся один вариант: проводить независимую экспертизу и, если понадобится, использовать её результат как аргумент в суде.
Что представляет собой независимая экспертиза по ОСАГО
К нормативно-правовой базе, регламентирующей основные вопросы, касающиеся независимой технической экспертизы, относятся:
-
Федеральный закон от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее в статье – Закон «Об ОСАГО»).
-
«Положение о правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства» (утв. Банком России 19.09.2014 № 433-П, далее в статье — Правила НТЭТС).
-
«Положение о единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» (утв. Банком России 19.09.2014 № 432-П, далее в статье – Единая методика).
Участникам ДТП изучать весь перечисленный выше массив законодательства, не имеет никакого практического смысла. Вместе с тем, отдельные положения законодательства все-таки следует знать и понимать.
В статье 12.1 Закона «Об ОСАГО» содержится подробная характеристика понятия «независимая техническая экспертиза транспортного средства» (далее в статье — НТЭТС).
НТЭТС является исследованием, которое проводится в рамках договора ОСАГО специальным лицом экспертом — техником, в целях определения причин и обстоятельств повреждения транспортного средства, а также стоимости ремонта, необходимого для восстановления автомототранспортного средства в до аварийное состояние.
Проводится она в целях установления:
-
обстоятельств причинения вреда транспортному средству,
-
повреждений транспортного средства и их причин,
-
технологии, методов и стоимости его восстановительного ремонта.
Вы планируете произвести оценку ущерба автомобиля во вторник на следующей неделе и ваш ответчик проживает в вашем городе. Для этого вам необходимо отправить телеграмму не позднее среды текущей недели.
Другие участники (второй участник ДТП или представитель ЕГО страховой компании) имеют право не явиться на осмотр, но уведомить их о дате, времени и месте проведения экспертизы Вы обязаны. В противном случае, проведенная оценка ущерба может считаться не действительной.
В случае если другой участник не явился в течение получаса (полчаса дается на возможное опоздание участников) после назначенного времени, осмотр автомобиля может проводиться, если Заказчик предъявит документ о своевременном вызове второй стороны (уведомление о вручении телеграммы).
- Подготовить автомобиль к осмотру:
- автомобиль должен быть в чистом состоянии, обеспечивающем выявление дефектов, имеющихся на автомобиле;
- капот и крышка багажника (дверь задка) должны открываться, если это условие не обеспечивается, согласовать этот вопрос со специалистом-оценщиком в момент согласования даты и времени проведении оценки;
- багажный отсек, если он находится в зоне повреждения, должен быть пуст. Это необходимо для обеспечения доступа к элементам находящимся в зоне удара и выявления возможных повреждений.
- Предоставить автомобиль, документы на автомобиль и документы по факту повреждения в согласованное время на осмотр;
- Ознакомиться с результатами проведенного осмотра, занесенными в акт осмотра, и подписать его при отсутствии замечаний.
Когда необходимо обратится к эксперту?
Сам процесс состоит из двух базовых этапов: поверхностный осмотр поврежденного имущества и калькуляция стоимости ремонта. При осмотре эксперт определит характер повреждений и установит потребность в ремонтных работах, которые необходимы для восстановления собственности, а также сопоставит природу повреждений и обстоятельства их появления. Осмотр может производиться как один, так и несколько раз. Если в процессе ремонта или разборки были найдены скрытые повреждения, которые невозможно было обнаружить визуально, то экспертом проводится вторичный осмотр.
Следующий шаг – это выполнение расчета при помощи специализированного ПО и справочных материалов. Определяется стоимость и объём работ, а также цены на материалы и запчасти, которые нужны для восстановления ТС.
Владелец имущества имеет право распоряжаться им, как он считает нужным, если он не согласен с заключением экспертизы, выполненной по направлению страховой фирмы, то имеет право без согласования с ними провести новую. Как показывает практика, заключения экспертизы по направлению страховой фирмы всегда оценивают ущерб ниже, чем эксперты, не связанные со страховщиками финансовыми договорами. Подробнее о том, что делать после ДТП и как получить справедливую оценку ущерба автомобиля, можно узнать тут.
Как узнать техническое состояние машины?
Чтобы узнать техническое состояния машины назначается автотехническая экспертиза. В список работ входят: процедуры, которые определяют видимые и скрытые повреждения, причины ДТП, экспертиза дорожных условий и т.д. После проведения этих работ воссоздаётся картина, на основе которой и делают выводы по всем вопросам и сумме возмещения.
При проведении оценки урона специалисты должны удостовериться в исправности всех узлов и механизмов ТС до ДТП, чтобы быть уверенными, что к аварии привела неисправность.
Для того чтобы отобрать нужные типы ремонта для конкретных деталей работники СТО, а также сами эксперты используют специализированное ПО (например, БД автозапчастей с инструкциями по ремонту и эксплуатации).
В процессе определения степени повреждений автомобиль помещают на специальный стенд, на котором производят развал-схождение и определяют дефекты в подвеске. Специалисты также работают над геометрией кузова, сравнивая все зазоры и щели с нормами в базе данных, используют приборы, которые позволяют определить сколы и царапины, измеряя толщину покраски.
Для ремонта потребуется:
- Обратиться в фирму-страховщик, оговорить время и место проведения диагностики.
- Предоставить доступ к автомобилю.
- Обратиться к независимым экспертам в случае несогласия с результатами экспертизы.
- Передать стороннему специалисту документ, удостоверяющий личность, паспорт и свидетельство о регистрации автомобиля, выписку из ГИБДД и справку об осмотре автомобиля предыдущим оценщиком (если таковой имеется).
После эксперты проводят работы по оценке урона, полученного во время ДТП, и оформляют соответствующее заключение. С данным документом нужно обратиться в страховую компанию или в судебные структуры, если до них дойдёт дело.