Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать, если заказчик не платит по госконтракту». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как следует из ст. 746 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда.
В какие общественные организации обратиться при задержке оплаты от заказчика
Контроль за соблюдением законодательства в сфере государственных закупок осуществляет ряд общественных организаций. Они не обладают такими полномочиями, как официальные органы, но иногда способны оказать помощь по фактам просрочки оплаты по 44-ФЗ. Поэтому обращение в такую организацию – неплохой вариант досудебного урегулирования конфликта.
В частности, одной из таких организаций, способных оказать помощь поставщику, является ОНФ «За честные закупки». Жалобу можно подать на сайте организации, и сотрудники проведут разъяснительную работу с заказчиком, в результате которой, вполне возможно, нарушения будут устранены.
Такую же деятельность ведет организация «Опора России», но только она редко занимается проблемами компаний, не являющихся ее членами.
При решении вопросов с просрочкой оплаты по 44-ФЗ на стадии досудебного урегулирования можно обращаться и в прокуратуру. По жалобе подрядчика ее сотрудники проверят все этапы проведения госзакупки – от процедуры выбора поставщика до последних моментов исполнения контракта. Специфика прокурорской проверки в том, что она выявляет не только мелкие нарушения закона, но и подпадающие под определение преступления. При обнаружении нелегитимных действий закупку могут признать недействительной.
В прокуратуру также можно обратиться, написав обычное или электронное письмо. Жалоба будет рассмотрена в течение 30 дней (срок установлен законом 59-ФЗ и инструкциями, разработанными Правительством РФ).
Ответственность заказчика за просрочку оплаты по 44-ФЗ
Заказчик, допустивший нарушения требований 44-ФЗ при проведении государственной закупки, может быть оштрафован или дисквалифицирован. Максимально предусмотренная сумма штрафа – 500 000 руб. К числу нарушений относится не только непосредственно просрочка оплаты по 44-ФЗ. Штраф по КоАП РФ (Кодексу РФ об административных правонарушениях) и закону о государственных закупках предусмотрен при следующих обстоятельствах:
- В тексте контракта заказчик не указал срок, в течение которого должен быть произведен расчет за выполненную работу. Этот факт расценивается как нарушение ч. 13 ст. 34 44-ФЗ, за которое в соответствии с ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях грозит штраф в сумме 3000 руб.
- Должностное лицо организации-заказчика, по вине которого допущена просрочка оплаты по 44-ФЗ за выполненную работу, при первичном нарушении получает штраф от 30 000 до 50 000 рублей.
- Повторные факты задержки оплаты поставщикам влекут за собой дисквалификацию должностного лица на срок от 1 до 2 лет.
Лица, виновные в нарушении положений государственного контракта, подпадающие под административные санкции:
- заказчик;
- специализированная организация;
- должностное лицо заказчика, уполномоченного органа или учреждения;
- оператор электронной площадки.
Уловки заказчика, который не хочет платить по подряду
Подрядчик ждал обещанную предоплату, чтобы начать работы. Заказчик отказался ее перечислять, потому что у него не было денег. Сроки сорвали, работы не выполнили, заказчик подал иск.
Суд встал на сторону заказчика: в договоре не было указано, что аванс и работы — встречные обязательства сторон.
Читайте в статье, как защититься подрядчику, если заказчик отказывается перечислять аванс, удерживает неустойку из суммы оплаты или не возвращает гарантийное удержание.
Ситуация №1. Заказчик не перечисляет аванс
Стороны предусмотрели в договоре обязательство заказчика выплатить аванс, но тот оплатил только часть. Подрядчик обратился в суд с иском о взыскании оставшейся суммы и процентов за пользование чужими денежными средствами.
Первая инстанция отказала в иске и указала, что истец выбрал ненадлежащий способ защиты права.
Апелляция отменила решение и удовлетворила иск со ссылкой на пункт 2 статьи 711 ГК, по которому подрядчик вправе требовать выплаты аванса, если так указано в законе или договоре.
Заказчик подал жалобу.
Перед вышестоящими инстанциями встал вопрос: можно ли считать, что договорное условие об авансировании автоматически влечет право подрядчика требовать уплаты аванса или право требования возникает, только если его упомянули в договоре? Суд округа и ВАС поддержали заказчика, поскольку ни в законе, ни в договоре нет условий, что подрядчик вправе требовать в судебном порядке уплаты аванса в качестве самостоятельного способа защиты права. ВАСА56
Условие договора о выплате заказчиком аванса само по себе не создает право подрядчика требовать его уплаты в суде.
Обязать заказчика выплатить аванс можно, только если право требования прописали в договоре.
С учетом статьи 12 ГК, которая предусматривает такой способ защиты нарушенного права как присуждение к исполнению обязанности в натуре, такая позиция ВАС спорна, но суды используют ее.А73
Соответственно, если подрядчик не может потребовать от заказчика выплаты аванса, он не вправе претендовать и на уплату процентов за пользование чужими денежными средствами в связи с просрочкой его выплаты. ВАСА56-1 В тоже время суды взыскивают договорную неустойку за нарушение сроков предоставления аванса. А41
Как защищаться подрядчику.
Невыплата аванса может препятствовать выполнению работ и грозить подрядчику срывом сроков и связанными с ним санкциями или убытками в виде расходов, которые он вынужден производить, чтобы исполнить договор.
Например, подрядчик приобретал банковскую гарантию. В этой ситуации, исходя из закона 328ГК,719ГК и судебной практики, ВСА60 подрядчику для защиты прав нужно выполнить два шага.
1. Приостановить работы и заявить о необходимости перенести сроки их выполнения. Подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить, если заказчик нарушает обязанности по договору подряда, и это препятствует исполнению договора. 719ГК-1 Судебная практика по-разному отвечает на вопрос, будет ли неуплата аванса нарушением встречного обязанности заказчика по договору.
Некоторые суды считают, что встречный характер обязательства заказчика уплатить аванс и обязанности подрядчика своевременно выполнить работы должен следовать из договора.
В противном случае суд может решить, что несвоевременная уплата аванса не позволяет подрядчику приостановить работы и не оправдывает допущенную просрочку.
А34 Подрядчику невыгодно условие, при котором обязанность заказчика заплатить аванс возникает при определенных условиях, например, при поступлении финансирования. Здесь заказчик не нарушает обязательство по уплате аванса, если у него нет денег, следовательно, подрядчик не вправе приостановить работы.
Встречный характер обязанностей можно закрепить разными способами. Например, установить взаимосвязи между сроками в графике выполнения работ и графике финансирования строительства или включить в договор условие о праве подрядчика приостановить работы до получения аванса.
Пример из практики Подрядчик обязался выполнить работы в четыре этапа. По договору он был вправе не продолжать работы, пока заказчик не оплатит предыдущий этап | Истец (победа) Приостановил четвертый этап, так как заказчик не перевел аванс и задолжал по оплате работ по первым трем этапам. | Ответчик Отказался от исполнения договора в одностороннем порядке, не оплатил часть работ. |
Суд Взыскал с ответчика долг, проценты за пользование чужими денежными средствами, в том числе проценты на сумму долга за каждый день просрочки от неоплаченной суммы по день фактического исполнения обязательства. | ||
Источник: постановление Четырнадцатого ААС от 01.02.2018 по делу №А44-9962/2016 |
Уведомляйте заказчика о приостановлении работ из-за отсутствия аванса письменно.
При этом приостановление работ должно подтверждаться не только письмом, но и соответствующей исполнительной документацией, в частности, общими и специальными журналами учета выполнения работ.
«Подводные камни» с оплатой оказанных услуг или работ по тендеру
После выигрыша тендера хочется поддаться своим эмоциям и отпраздновать это событие. Но не стоит торопиться. В случае с аукционами есть немало важных нюансов и подводных камней. И они не относятся к вопросу о том, как выиграть тендер.
- Стать победителем, не значит приступить к исполнению контракта.
В соответствии с 44-ФЗ и 223-ФЗ в роли заказчика может быть государство, госкомпании либо частные организации. В случае с частными компаниями и государственными вопросов практически нет, чего не скажешь о муниципалитетах и бюджетных организациях.
Многие юристы работали с подрядчиками и поставщиками, обращающимися к ним за помощью после выигрыша в тендерах от различных «ФГБУ», которые никак не могли его оплатить из-за многолетних задолженностей и большого количества исполнительных производств.
- Вы можете стать победителем тендера, выполнить его, составить все требующиеся документы, договориться с заказчиком.
Однако, после этого всё равно нет гарантии, что вы получите оплату. Зачастую заказчиками являются государственные бюджетные организации, у которых очень много финансовых обязательств. К сожалению, нередко у данных учреждений возникают трудности с их исполнением.
Срок договора по 44-ФЗ, если мы говорим об общем сроке действия контракта, устанавливается заказчиком на основе Гражданского Кодекса и Бюджетного Кодекса. В самом законе о государственных закупках требования к данному пункту договора отсутствуют. Срок действия контракта может быть установлен в любом диапазоне. ГК РФ допускает возможность не устанавливать срок вообще.
Срок действия договора по 44-ФЗ определяет тип контракта. Договоры по сроку действия бывают:
✔ Краткосрочные. От нескольких дней до нескольких месяцев.
✔ Годовые. Длятся в рамках одного года с момента вступления договора в силу.
✔ Долгосрочные. От года до нескольких лет.
✔ С неопределенным сроком. Можно не устанавливать конкретные сроки действия, однако этот пункт должен быть отдельно прописан в тексте самого контракта.
✔ Разовые. В данном случае договор предусматривает разовое исполнение обязательств, не привязанное ко времени.
Если подписан договор с неопределенным сроком действия, то его можно пролонгировать (изменение срока контракта по 44-ФЗ), как в автоматическом режиме, так и по соглашению сторон. Возможность автоматического пролонгирования должна быть оговорена в тексте документа. Это не касается срочных контрактов.
Ряд организаций, которые занимаются защитой прав и интересов предпринимателей, также могут катализировать получение средств по государственным контрактам. Самым ярким представителем является уполномоченный при Президенте РФ по правам предпринимателей . Омбудсмена привлекает ФАС, например, как третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора.
Общественные организации. Сюда относится, например, официальный сайт . Гарантий на победу здесь нет, но шансы присутствуют.
Существуют и предпринимательские организации, которые оказывают помощь тем бизнесменам, у которых есть членский билет. Если есть такая возможность, имеет смысл ею воспользоваться.
Ряд организаций, которые занимаются защитой прав и интересов предпринимателей, также могут катализировать получение средств по государственным контрактам. Самым ярким представителем является уполномоченный при Президенте РФ по правам предпринимателей . Омбудсмена привлекает ФАС, например, как третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора.
Общественные организации. Сюда относится, например, официальный сайт . Гарантий на победу здесь нет, но шансы присутствуют.
Существуют и предпринимательские организации, которые оказывают помощь тем бизнесменам, у которых есть членский билет. Если есть такая возможность, имеет смысл ею воспользоваться.
Практически повсеместно на практике приходится сталкиваться с несоблюдением установленных государственным (муниципальным) контрактом сроков выполнения работы (оказания услуги). Как правило, в арбитражной практике данный вопрос решается просто: за нарушение начального, промежуточного и конечного сроков выполнения работы (оказания услуги) отвечает подрядчик (исполнитель), а не заказчик. Почему так происходит? Ведь мы знаем, что действия государственного заказчика также являются небезупречными: своевременно не представляет подрядчику необходимую для работы документацию, необоснованно уклоняется от принятия выполненной подрядчиком работы (услуги), нарушает сроки оплаты и т.д.
Главная сложность в том, что государственному (муниципальному) заказчику особо ничего доказывать не надо: сроки выполнения работы (оказания услуги) зафиксированы в контракте; если срок наступил, а работа не выполнена (услуга не оказана), то виноват в этом подрядчик(исполнитель), пока не доказано обратное. Данный вывод базируется на положениях пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ: «Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо не исполняющее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности (выделение автора), несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обязательств», к которым не относятся нарушения обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. Как видим, в случае неисполнения обязательства при осуществлении предпринимательской деятельности действует презумпция вины должника.
Также при обосновании вины подрядчика (исполнителя) в нарушении срока выполнения работы (оказания услуги) арбитражные суды нередко ссылаются на положения пункта 1 статьи 719 ГК РФ: подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда (непредставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328 Гражданского кодекса РФ). Арбитражные суды исходят из того, что поскольку подрядчик не уведомил заказчика в порядке статьи 719 Гражданского кодекса РФ о невозможности выполнения работы или ее приостановлении в связи с наличием указанных обстоятельств, то он не вправе на них ссылаться в обоснование отсутствия своей вины в нарушении срока выполнения работы (оказания услуги).
Однако при подобном подходе по существу нарушается принцип равенства сторон гражданских правоотношений, а также игнорируются положения статей 401, 404, 405, 406 и 408 Гражданского кодекса РФ.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса РФ «лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательств и условиям оборота, оно приняло все меры (выделение автора) для надлежащего исполнения обязательства».
В соответствии в пунктом 1 статьи 404 Гражданского кодекса РФ «если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон (выделение автора), суд соответственно уменьшает размер ответственности должника. Суд также вправе уменьшить размер ответственности должника, если кредитор умышленно или по неосторожности содействовал увеличению размера убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением, либо не принял разумных мер к их уменьшению».
Согласно пункту 3 статьи 405 Гражданского кодекса РФ «должник не считается просрочившим (выделение автора), пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора».
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 406 Гражданского кодекса РФ «просрочка кредитора дает должнику право на возмещение причиненных убытков, если кредитор не докажет , что просрочка произошла по обстоятельствам, за которые он в силу закона не отвечает; по денежному обязательству должник не обязан платить проценты за время просрочки кредитора» (выделение автора).
Согласно абзацу 3 статьи 408 Гражданского кодекса РФ «при отказе кредитора выдать расписку, вернуть долговой документ или отметить в расписке, невозможность его возвращения должник вправе задержать исполнение (выделение автора). В этих случаях кредитор считается просрочившим».
Таким образом, действующее законодательство предусматривает следующие причины нарушения обязательства:
1) по вине должника;
2) по вине кредитора;
3) при совместной вине должника и кредитора (смешанной форме вины).
Следовательно, возложение ответственности за нарушение срока выполнения работы (оказания услуги) только на подрядчика (исполнителя) с освобождением от ответственности заказчика далеко не во всех случаях основано на законе.
В связи с этим весьма примечателен спор между государственным заказчиком и подрядчиком о взыскании неустойки и штрафа за нарушение срока выполнения работы, рассмотренное Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (постановление от 17 декабря 2013 г. № 12945/13 по делу №А68-7334/2012).
Обстоятельства спора:
Государственный заказчик — правительство Тульской области, 22.03.2012 заключило в электронной форме государственный контракт с ООО Русмедиаиздат» (в дальнейшем — подрядчик) на изготовление гербовых бланков в соответствии с техническим заданием. Срок исполнения контракта — 10 рабочих дней с момента его подписания. При этом госзаказчик обязался в течение одного рабочего дня после подписания госконтракта передать подрядчику эскизы гербовых бланков. В свою очередь, подрядчик обязан в течение 3-х рабочих дней с момента получения эскизов передать заказчику контрольные макеты гербовых бланков. Заказчик обязан в течении 2-х рабочих дней с момента получения контрольных макетов гербовых бланков согласовать эти макеты или мотивированно отказаться от их согласования.
По условиям заключенного контракта заказчик должен был направить подрядчику эскизы гербовых бланков 24.02.2012 (23 февраля — выходной день). Однако данную обязанность заказчик выполнил с просрочкой в 1 день (25 и 26 февраля — выходные дни) — 27.02.2012. Кроме того, вместо того, чтобы направить эскизы гербовых бланков «с использованием современных средств связи», заказчик направил их почтовым сообщением, полученным подрядчиком только 06.03.2012. Таким образом, просрочка заказчика составила 4 дня (с 25.02.2012 по 06.03.2012 включительно, за исключением выходных дней).
В установленный контрактом 3-х дневный срок, подрядчик 12.03.2012 передал заказчику макеты гербовых бланков. Однако комиссия заказчика выявила недостатки, о чем составила протокол от 12.03.2012 №2 с указанием о начислении подрядчику неустойки за нарушение срока выполнения работы и с установлением нового срока передачи гербовых бланков — до 20.03.2012.
Протоколом от 20.03.2012 №3 государственный заказчик вновь зафиксировал, что подрядчик не передал бланки и установил новый срок — 23.03.2012. Подрядчик передал гербовые бланки заказчику в полном объеме 23.03.2012.
Как уже было сказано, срок исполнения контракта и срок действия контракта по 44-ФЗ — величины разные. Срок исполнения входит в срок действия и должен быть меньше. Вольности здесь недопустимы, как и нарушения прописанных сроков. Законодательство о госзакупках дает несколько возможных вариантов установления срока исполнения контракта.
Сроки исполнения договора по 44-ФЗ могут быть:
✔ Конкретные. Устанавливается конкретная дата или период (например, 30 дней с момента подписания договора), за который поставщик должен исполнить свои обязательства.
✔ Сроки по заявке. Если тип и предмет контракта предполагают, что заказчик будет делать заявку на поставку товара (или выполнение работ) один или несколько раз, то началом отсчета срока исполнения будет каждая заявка в рамках контракта. Сроки устанавливаются следующим образом: 10 дней с момента подачи заявки.
✔ График. Иногда работы или поставка выполняются в несколько этапов. В таком случае сроки устанавливаются в виде графика с конкретными датами. Заказчик может проверять исполнение каждого этапа отдельно, а может проверить только все вместе.
Вне зависимости от того, по какому типу определен срок договора по 44-ФЗ, нарушать его нельзя. Это является нарушением существенных условий контракта, карается штрафами или разрывом обязательств по суду .
☆ Что опасного в сроках конкурентных процедур;
☆ Какие 4 ошибки в сроках допускают чаще всего;
☆ Чем полезна карта сроков и почему она лучше календаря:
Карта сроков поможет избежать ошибок, потому что рассчитывает сроки автоматически с учетом праздников и выходных. Она подстрахует при работе в ЕИС и оставит время — один день — на прохождение казначейского контроля.
Порядок действий, если заказчик не платит по договору
В ситуациях, когда контрагент не платит , многие люди теряются, ведь не знают, какие существуют пути для взыскания задолженностей по договору . Тем не менее, существует определённый алгоритм действий, который позволяет успешно отстоять свои права. Вот его основные шаги:
- Уточнение причин неуплаты. Вполне вероятно, что заказчик не просто так не внес оплату, может быть, он недоволен качеством услуг, сроками поставки и т.д. В этом случае нужно уточнить все замечания, исправить их, и получить оплату. Также может оказаться, что контрагент на самом деле еще не получил весь пакет услуг по договору (например, задержалась доставка, не подписан финальный акт выполненных работ или подобная ситуация). Потому в первую очередь надо связаться с контрагентом и выяснить, знает ли он, что пришло время оплатить оказанные услуги, а если знает, то почему до сих пор этого не сделал. Исходя из полученного ответа, можно формировать дальнейшие шаги, но существует немалая вероятность того, что возникло банальное недоразумение, и спор разрешится уже на данном этапе.
- Написание претензии. если уважительных причин для невыплаты денег у заказчика нет, или он не выходит на связь и не объясняет свои действия, следующим этапом будет подготовка официальной претензии. Претензия – это уже документ с юридической силой, которым вы уведомляете вторую сторону конфликта, что не согласны с текущим положением вещей, и хотите его изменить. Как составить претензию? Вначале укажите все обстоятельства: когда был подписант договор каких работ и в каком объеме касался, были ли работы выполнены в срок. Дальше опишите обязанности контрагента: согласно договору, он обязывается выплатить определенную сумму денег за оказанные услуги. Обязательно укажите, что работы выполнены в полном объёме, но оплата до сих пор не получена. Требования – следующий раздел претензии – выплатить всю задолженность по договору на указанный расчетный счет, с указанием сроков погашения. В противном случае сторон-заявитель оставляет за собой право подать в суд. Кроме того, в суде будут взысканы также проценты за использование средств и расходы на судебные тяжбы. В конце претензии подается список документов, подтверждающих позицию заявителя. Это может быть копия договора, подписанный акт выполненных работ и другие документы, относящиеся к делу.
- Подготовка иска в суд. Хотя претензия о взыскании задолженности по договору является достаточно эффективным средством для защиты своих прав в споре с заказчиком, далеко не всегда это позволяет добиться желаемого результата. Потому следующий шаг процедуры – это подготовка искового заявления в арбитражный суд. И в претензии, и в иске подаются схожие данные, только исковое заявление более формализовано и к нему более строгие требования, потому рекомендуется для его составления привлечь адвоката. Суть иска остается прежней: между истцом и ответчиком был договор, который одна сторона (исполнитель) выполнила в полном объеме, а вторая (заказчик) выполнять отказалась. Все это подкрепляется соответствующими документами, которые подтверждают позицию истца.
- Обращение в арбитражный суд. Готовый иск подается в арбитражный суд по месту регистрации компании-заказчика, и если при его составлении не допущены ошибки, принимается к рассмотрению. Когда назначено заседание, истцу или его представителю необходимо явиться в суд, подтвердить сведения, указанные в иске, и убедить судью в том, что правда на его стороне. Если это удастся, суд взыщет с заказчика причитающиеся деньги, а также дополнительные средства, если они заявлялись в иске.
И хотя вышеописанный порядок взыскания задолженности по договору не является единственно возможным рекомендуется придерживаться именно его как наиболее действенного для достижения поставленной цели.
По инициативе правительства в Кодексе об административных правонарушениях РФ появилась новая статья — нарушение срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. За такой проступок должностному лицу заказчика грозит штраф от 30 до 50 тысяч рублей. За повторное нарушение его могут дисквалифицировать на срок от 1 года до 2 лет. Аналогичные наказания предусмотрены за неисполнение обязанности по авансированию, если оно предусмотрено контрактом.
Такие поправки утверждены Федеральным законом от 26 июля 2017 г. N 189-ФЗ , текст которого опубликован на официальном портале правовой информации.
В законе указано, что штрафовать за нарушение сроков смогут контрольные органы в сфере закупок (ФАС и ее территориальные органы), а также судьи. При этом постановление по такому правонарушению не может быть вынесено по истечении двух месяцев, а если его рассматривает суд — по истечении трех месяцев. Напомним, согласно ч.2 статьи 4.5 КоАП РФ , при длящемся нарушении, каким является несоблюдение порядка оплаты, сроки давности исчисляют со дня обнаружения правонарушения.
Статья 44 фз о начале срока оказания услуг
Вместе с тем окончание срока действия контракта ограничивает срок начисления пени, которая рассчитывается только до момента расторжения (прекращения) договора (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.03.2008 N А56-13262/2007). Подробно вопросы об ответственности заказчика и контрагента рассмотрены в отдельных материалах.
Отметим, что ни Законом N 44-ФЗ, ни Гражданским кодексом РФ не установлены общие требования к сроку действия контрактов. Ограничения возможного срока действия установлены нормами Бюджетного кодекса РФ только для государственных и муниципальных контрактов.
Данный вопрос рассмотрен в отдельном материале. *(1) Часть 1.1 ст.
Закона № 44-ФЗ 13.1. Срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 8 статьи 30 настоящего Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты. Данные поправки вступают в силу со дня официального опубликования документа.
Важно
Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом ВС РФ 28.06.2017) (далее — Обзор ВС РФ от 28.06.2017).
Напрямую на возможность изменения именно сроков исполнения контракта указывает п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Возможность изменения данного условия наряду с прочими следует из п.п. 2 — 4 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Однако в большинстве из этих норм предусмотрена возможность изменить условия контракта только в особых случаях, при условии издания отдельного нормативного правового акта*(1). Однако в п.
Мы бюджетное учреждение. Нами проведен аукцион на выполнение проектных и изыскательских работ. Срок подписания самого договора еще не истек. Срок выполнения работ истекает в конце декабря. Исполнитель просит уже сейчас выдать ему всю необходимую документацию, а также предупреждает, что может не уложиться в указанные сроки. Как нам лучше поступить в указанной ситуации?
В какие общественные организации обратиться при задержке оплаты от заказчика
Контроль за соблюдением законодательства в сфере государственных закупок осуществляет ряд общественных организаций. Они не обладают такими полномочиями, как официальные органы, но иногда способны оказать помощь по фактам просрочки оплаты по 44-ФЗ. Поэтому обращение в такую организацию – неплохой вариант досудебного урегулирования конфликта.
В частности, одной из таких организаций, способных оказать помощь поставщику, является ОНФ «За честные закупки». Жалобу можно подать на сайте организации, и сотрудники проведут разъяснительную работу с заказчиком, в результате которой, вполне возможно, нарушения будут устранены.
Такую же деятельность ведет организация «Опора России», но только она редко занимается проблемами компаний, не являющихся ее членами.
При решении вопросов с просрочкой оплаты по 44-ФЗ на стадии досудебного урегулирования можно обращаться и в прокуратуру. По жалобе подрядчика ее сотрудники проверят все этапы проведения госзакупки – от процедуры выбора поставщика до последних моментов исполнения контракта. Специфика прокурорской проверки в том, что она выявляет не только мелкие нарушения закона, но и подпадающие под определение преступления. При обнаружении нелегитимных действий закупку могут признать недействительной.
В прокуратуру также можно обратиться, написав обычное или электронное письмо. Жалоба будет рассмотрена в течение 30 дней (срок установлен законом 59-ФЗ и инструкциями, разработанными Правительством РФ).
Матчасть: госзакупки и ответственность по госконтрактам
Органам власти, государственным и муниципальным учреждениям для работы нужны услуги или товары со стороны: текстиль, продукты питания, услуги охраны и т. п. Но они не могут просто так взять и что-то купить или заказать у поставщика, который им больше понравился.
Например, больница планирует закупить средства индивидуальной защиты. Она пишет техзадание на закупку: что именно нужно, в каком количестве и когда. Определяет требования к поставщику и условия закупки, например преимущества для субъектов малого предпринимательства, ограничения для иностранных товаров. Затем публикует объявление о торгах на сайте госзакупок. Поставщики подают заявки, предлагают цену. Далее больница подводит итоги торгов и определяет победителя. С ним заказчик заключает контракт.
Выиграть тендер — это полдела. Контракт надо исполнить без нарушений, потому что штрафы в публичных закупках немаленькие. Многие поставщики на этом обжигаются.
В контракте фиксируются все важные требования, как в обычном договоре: что нужно сделать, когда, за сколько и на каких условиях. Контракт необходимо исполнить строго по этим требованиям. Например, если в заявке на тендер были указаны характеристики товара, то именно такой товар и нужно будет привезти.
В обычных сделках между компаниями, предпринимателями или гражданами стороны могут самостоятельно решать, как исполнять или изменять договор и какая ответственность грозит за его нарушение. В публичных закупках все гораздо строже: размеры неустойки определяет государство, а заказчики по закону обязаны привлечь поставщика к ответственности за нарушение условий контракта.
Дело в том, что при внутренней или внешней проверке заказчика контролирующие органы смотрят, как исполнялся контракт. Внутренняя проверка — значит, вышестоящей организацией. Например, закупку товаров для московского лицея будет проверять Департамент образования и науки города Москвы. Внешняя — это, например, проверка органами прокуратуры или органами финансового контроля: федеральным казначейством, местными и региональными органами контроля.
Контролеры проверяют, как заказчик принимал товар, оценивают результат работ. Смотрят, соответствуют ли товары или работы условиям контракта, требовал ли заказчик от контрагентов неустойку за нарушение контракта. Если нет, то контролеры в акте проверки напишут, что заказчик нарушил закон о госзакупках: не привлек поставщика к ответственности.
Ответственного за исполнение контракта работника привлекут к дисциплинарной ответственности или лишат премии, а самой организации выдадут предписание привлечь поставщика к ответственности.
Какая ответственность грозит поставщику. Если поставщик срывает контракт, заказчик вправе:
Как рассчитать пеню за просрочку
Если деньги по контракту не поступили на счет в течение положенного по контракту времени, пеню начисляют уже со следующего дня. Если речь о малом бизнесе — с 16-го дня, для остальных — с 31-го дня после подписания акта.
Пеня считается так: 0,003 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы долга за каждый день просрочки
ИП поставил постельное белье больнице на 400 тысяч рублей. Акт приемки подписали 25 марта. Деньги по контракту должны поступить в течение 15 рабочих дней, то есть до 15 апреля включительно.
С 16 апреля уже можно начислять пеню.
Заказчик оплатил контракт на 20 дней позже. На 16 апреля 2021 года ключевая ставка ЦБ — 4,5%.
400 000 ₽ × 0,003 × 0,045 × 20 дней = 1080 ₽.
Чтобы заказчик уплатил пеню, ее нужно включить в текст претензии.
Заказчик просрочил оплату. Суд постановил вернуть долг с пенями
Компания заключила контракты с детской больницей на поставку марли и ваты. Заказчик принял товар, но оплатил поставку частично: у поставщика остались накладные с печатью и подписью представителя заказчика.
Компания поставщика сначала отправила заказчику претензию. Но она не помогла, и поставщик обратился в суд с требованием о взыскании задолженности: 573 843,6 ₽ — за товар и 7841,25 ₽ — пени. Еще поставщик потребовал компенсацию за расходы на адвоката — 40 000 ₽ и госпошлину — 15 434 ₽. Всего 637 118,85 ₽.
Арбитражный суд рассмотрел все доводы поставщика и принял решение в его пользу: заказчик обязан погасить задолженность, пени и частично расходы на адвокатские услуги. В итоге поставщик получил 608 378,85 ₽.
Юристы Тинькофф Бизнеса разработали шаблон иска, который вы можете взять за основу, заполнить поля, отмеченные желтым, и направить в суд.
В какие общественные организации обратиться при задержке оплаты от заказчика
Контроль за соблюдением законодательства в сфере государственных закупок осуществляет ряд общественных организаций. Они не обладают такими полномочиями, как официальные органы, но иногда способны оказать помощь по фактам просрочки оплаты по 44-ФЗ. Поэтому обращение в такую организацию – неплохой вариант досудебного урегулирования конфликта.
В частности, одной из таких организаций, способных оказать помощь поставщику, является ОНФ «За честные закупки». Жалобу можно подать на сайте организации, и сотрудники проведут разъяснительную работу с заказчиком, в результате которой, вполне возможно, нарушения будут устранены.
Такую же деятельность ведет организация «Опора России», но только она редко занимается проблемами компаний, не являющихся ее членами.
При решении вопросов с просрочкой оплаты по 44-ФЗ на стадии досудебного урегулирования можно обращаться и в прокуратуру. По жалобе подрядчика ее сотрудники проверят все этапы проведения госзакупки – от процедуры выбора поставщика до последних моментов исполнения контракта. Специфика прокурорской проверки в том, что она выявляет не только мелкие нарушения закона, но и подпадающие под определение преступления. При обнаружении нелегитимных действий закупку могут признать недействительной.
В прокуратуру также можно обратиться, написав обычное или электронное письмо. Жалоба будет рассмотрена в течение 30 дней (срок установлен законом 59-ФЗ и инструкциями, разработанными Правительством РФ).